КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Капур, Радж


Финансовые потери были компенсированы достаточно скоро благодаря оглушительному успеху следующей режиссёрской работы Капура — подросткового романса о влюбленных -«Бобби» (Bobby, 1973 — пятое место среди всех иностранных фильмов в советском прокате), хотя душевная рана лишь затянулась и мучила Капура до конца его дней (в наши дни фильм «Мое имя Клоун», явно опередивший свое время, пользуется большой популярностью и наибольшей известностью среди всех творений режиссёра, уступая, может быть, лишь «Бродяге»). В успехе картины «Бобби», автором сценария которой выступил старый товарищ режиссёра писатель Ходжа Ахмад Аббас, а в возрастных ролях отцов, выступающих против брака молодых людей, разделенных социальным положением и принадлежностью к разным религиозным общинам, снялись друзья режиссёра Пран и Премнатх, решающую роль сыграли «свежесть» красивой юной пары Риши Капур — Димпл Кападия, смелые решения мизансцен, энергичная музыка. Фильм стал законодателем молодежной моды, а также моды на подростковую тематику в болливудском кино. «Бобби» безусловно понравился зрителям, но не понравился критикам, увидевшим в нём чисто развлекательный «болливудский» фильм, без особой социальной подоплеки и философской нагрузки. Радж Капур выдержал критику весьма достойно и начал готовиться к осуществлению другого давнего замысла (перекликающегося с самым первым фильмом режиссёра, «Огонь») — философской картине «Истина, любовь и красота» (Satyam, Shivam, Sundaram, 1978). Эта картина отражает новые размышления автора по поводу старой темы противостояния внутренней и внешней красоты, начатой первым фильмом Капура — «Огонь» — за тридцать лет до «Истины, любви и красоты». Новаторская по форме, глубокая по содержанию, яркая и запоминающаяся «психоделическая» картина не выдержала испытания привередливой зрительской аудиторией своего времени, так как, очевидно, намного это время опережала. Зрителю не понравились слишком откровенные эротические мотивы и образы (особенно образ главной героини в исполнении Зинат Аман, для которой роль Рупы стала лучшей в карьере), заслонившие собой как интересные мысли и образы, так и мощный, предполагающий катарсис, финал. Этот провалившийся в прокате экстраординарный фильм, как и другие фильмы Капура, теперь признан классикой индийского кино.

Капур не был бы Капуром, если бы не боролся до конца. Два его следующих фильма, «Любовный недуг» (Prem Rog, 1982) и «Боже, твоя Ганга грязна!» (Ram Teri Ganga maili, 1985), стали блокбастерами и лидерами проката. Как и все прочие фильмы Капура, они касались сложных тем и имели непростое художественное решение (хотя и не такое сложное, как в картинах «Мое имя Клоун» и «Истина любовь и красота»). Первый из них был посвящен теме повторного брака вдовы (традиционно запрещенного в индуизме), то есть, по сути, боролся с косностью бесчеловечных традиций. Второй фильм рассказывал о судьбе горской девушки Ганги, чья судьба была искалечена злым и беспощадным миром, что аллегорически перекликалось с «судьбой» реальной Ганги — великой реки Ганг — чистой в горах и невероятно грязной в нижнем течении. Как и в двух предыдущих фильмах Капура (то есть во всех его картинах после «Клоуна», где он выступал уже только как режиссёр), главными в этих картинах являются женские образы, сыгранные молодыми актрисами Падмини Колхапуре и Мандакини соответственно. Интересно также отметить что все главные мужские роли в этих фильмах сыграны родственниками режиссёра — его сыном Риши («Бобби» и «Любовный недуг»), братом Шаши («Истина, любовь и красота») и сыном Радживом («Боже, твоя Ганга грязна!») Последним — и, к сожалению, незаконченным — фильмом великого индийского режиссёра стала «Хенна» — история пакистанской девушки-мусульманки (Зеба Бахтияр), полюбившей спасенного ею индуса «с того берега» (Риши Капур). Как и многие ранние фильмы Капура, этот фильм снимался по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Считается, что этой картиной Капур хотел не только сказать веское слово в защиту культурно-исторического единства Индийского субконтинента, объединяющего нынешние Пакистан, Индию и Бангладеш, но и вспомнить свою малую родину, Пешавар, ныне находящуюся на территории Пакистана.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить