КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Каюмов, Малик Каюмович


В 1930 году Каюмов с Кладо переехал в Москву, а в 1931 году поступил во ВГИК. Через два года, немного овладев профессией оператора, вернулся в Ташкент. Там молодой оператор был взят на работу в Ташкентскую студию кинохроники, одновременно работал в «Союзкинохронике» собственным корреспондентом по Средней Азии. Он снимал первый ташкентский автобус, костёр, в котором узбекские женщины сжигали свои паранджи.

В 1938 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Золотой Большой медали. В 1939 году он снял фильм о строительстве 270-километрового Большого Ферганского канала, который назывался «Могучий поток». В том же году за этот фильм режиссёра Каюмова наградили орденом «Знак Почёта». С того времени к Каюмову пришла известность, а его фильм признали в Узбекистане классикой кинорепортажа.

Экспедиция в Самарканд

В июне 1941 года от Ташкентской киностудии Каюмов был прикомандирован к экспедиции, которой было поручено провести работу по установлению документальной подлинности захоронения Тимура — вскрыть гробницы Тамерлана, его сына Шахруха и внука Улугбека в Самарканде. Малика с тремя операторами включили в состав экспедиции не случайно. Каюмов в то время был достаточно известный в республике кинооператор и едва ли не единственный в Ташкенте человек, который мог управлять камерой. В раскопках гробницы участвовал председатель правительственной комиссии востоковед А. А. Семенов, М. М. Герасимов, прежде восстанавливавший по останкам костей облик царя Иоанна Грозного, Т. Н. Кары-Ниязов, писатель С. Айни.

30 апреля в Ташкенте на кладбище Сагбан состоялись похороны классика узбекского документального кино Абдумалика Каюмова, скончавшегося двумя днями ранее в во...

Все видео

96-летний Малик Каюмов верил в проклятие Тамерлана и в то, что если бы не началась эксгумация, то не было бы Великой Отечественной войны. Об этом он подробно рассказал, снявшись в роли рассказчика в документальном фильме «Проклятие Тамерлана» (2006 год).

Фронтовой оператор

С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржева, а также при освобождении Белоруссии.

Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Парой Каюмову был Алексей Семин, который дважды его спасал, вынося раненым с поля боя. После первого ранения Малик лечился в госпитале три месяца. Второе ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Москве в Лефортово. Сначала хотели ампутировать ногу, но в итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Малик Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.

В узбекистанском кинематографе

В послевоенное время М. Каюмов работал на киностудии «Узбекфильм» и уже в начале 1950-х годов считался лучшим режиссёром документального кино в республике. С 1976 по 1986 год был секретарем правления Союза кинематографистов Узбекской ССР, избирался в Верховный Совет республики.

Всего Малик Каюмов снял свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент. Позднее за свои работы был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Государственной премии СССР и Государственной премии им. Хамзы, премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

Сразу после войны вышел знаменитый фильм Каюмова, посвящённый строительству ГЭС в долине Сырдарьи «Огни Фархада», после него — кинокартина «Приезжайте к нам в Узбекистан». Последняя была удостоена Золотой медали на международном кинофестивале в Венеции. По всему миру был показан документальный фильм режиссёра «Паранджа», который был удостоен одного из высших призов — Гран-при Лейпцигского кинофорума «Золотой голубь».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить