ЛИТЕРАТУРА / НОВОСТИ

Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли


История написания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» интересна – однажды Мэри Шелли вместе с компанией близких знакомых оказалась в деревне Колоньи. Недалеко от этой деревни располагается Женевское озеро, и вся компания нередко собиралась возле камина, при этом они часто развлекали друг друга рассказами о привидениях. Именно тогда и возникла идея у лорда Байрона написать каждому из компании собственный рассказ о сверхъестественном.

Мэри Шелли во сне привиделся учёный, собравший воедино ужасающее существо. Изначально роман был написан как новелла, однако под влиянием Перси Шелли писательница смогла увеличить свою новеллу до полноценного романа. Книгу опубликовали в 1818 году. Впоследствии были опубликованы и другие произведения Мэри Шелли.

Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» начинается с того, что некий Уолтон направляется на Северный Полюс – он намерен стать первооткрывателем ещё неизвестной местности. Во время путешествия корабль Уолтона подбирает пассажира – им оказывается Виктор Франкенштейн. И через некоторое время он начинает рассказывать о том, как вообще оказался в этих местах.

Родился и вырос он в Женеве, при этом его родители были довольно обеспеченными. С самого своего детства маленький Франкенштейн интересовался всем необычным, и через некоторое время он заинтересовался исследованиями различных известных алхимиков. Когда Виктор стал старше, он начал обучаться в университете, где познакомился с Вальдманом, являвшимся учителем естественных наук. Именно под его влиянием Виктора начали интересовать вопросы зарождения жизни и смерти.

Два года он потратил на исследования, за прошедшее время ему удалось найти способ создания живой материи. Чтобы доказать своё открытие, он создал гиганта, однако оживлённое учёным существо настолько напугало его, что он в ужасе сбежал из лаборатории.

Учёный старался забыть о созданном им гиганте, однако очень скоро ему снова пришлось с ним столкнуться – Франкенштейн увидел монстра в лесу, когда вернулся в свой родной дом, узнав о том, что кто-то убил его младшего брата. В этом злодеянии обвинили служанку семьи Франкенштейн, но сам Виктор был убеждён в том, что убийство совершил созданный им монстр.

Во время встречи с монстром Виктор узнаёт, что тот научился говорить. Он пытался подружиться со слепым стариком, однако из-за его внешности был избит. Всё прошедшее время он скитался по городам и поселениям, при этом отовсюду его гнали из-за ужасающей внешности. Он забрал из лаборатории дневник Франкенштейна, прочёл этот дневник, в результате чего возненавидел того, кто его создал. Он также признался Виктору в убийстве его брата.

Существо потребовало от Виктора создания женщины, сам Виктор в итоге согласился, однако впоследствии он уничтожил тело уже почти созданной женщины. Это разозлило монстра, в результате чего тот убил сначала лучшего друга учёного, а чуть позже и его жену, причём жену монстр убил практически сразу же после свадьбы.

Потеряв всех, кого любил, Виктор поклялся отомстить созданному им чудовищу, и именно в поисках монстра он прибыл на Северный Полюс. Он умер на корабле Уолтона, а через некоторое время на корабль забрался и сам монстр, раскаявшийся в своих злодеяниях и решивший покончить с собой.

Рецензия на роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли

Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» существует уже почти два столетия. За прошедшее время его не один раз экранизировали, а большинство людей стало связывать имя Франкенштейна с именем самого монстра, который был безымянен. Возможно, это получилось неспроста? Кто больший монстр: сам монстр или тот, кто решился поиграть в Бога?

Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» относится к жанру ужасов, и это произведение на самом деле щекочет нервы и нагнетает атмосферу, но в нём очень много философии, так что его можно отнести и к философским произведениям. Так, в своей книге Мэри Шелли рассматривает многие вопросы, которые и сейчас остаются актуальными, в частности вопросы жестокости с человечностью, той ответственности, которую несут учёные за то, что они создали и т.д.

В основу произведения положена история существа, созданного учёным, желавшим постичь

тайны жизни и смерти, существа, что оказалось обречено на страдания из-за того, что оно было создано настолько непохожим на остальных, насколько это вообще возможно. Тем не менее, это существо обладает сознанием, оно разумно и стремится достичь уважения, ему необходимо удовлетворить естественные социальные потребности.

Общение и уважение для каждого разумного существа – естественные и самые необходимые потребности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что существо, созданное Франкенштейном, в одиночестве испытывает настоящую пытку. В качестве контраста писательница показывает идиллические картины семейной жизни самого Франкенштейна. Тема одиночества стала заглавной темой в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Когда создание Франкенштейна решает заставить своего создателя испытать всё, что испытал и сам монстр, то Франкенштейну приходится наблюдать за постепенной гибелью всех своих близких. При этом он прекрасно понимает, что во всех бедах виноват сам. А вот самому созданию даже испытать не удастся то, что испытал сам Франкенштейн – у Творения никогда не будет близких, никогда не будет семьи. Кому из них было хуже? На этот вопрос каждому из читателей придётся ответить самостоятельно.

Одним из минусов произведения является наличие в нём пафосных и наигранных речей. С другой стороны, подобные страдальческие речи были традиционны для того времени, когда был написан роман. Есть у произведения и ещё один минус, который выделяется намного больше – речи самого творения. Так, монстр Франкенштейна всего за год жизни научился красиво говорить, он не знал слова «снег», однако почему-то знал слово «субстанция». Не могло это создание научиться говорить так, как выражаются аристократы, прожив всего один год!


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить