КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Большое ограбление поезда (фильм, 1903)


Все остальные сцены «Большого ограбления поезда» отсняты в Парке графства Эссекс около Уэст-Орандж, Нью-Джерси. В фильме впервые заблистал режиссёр и актёр вестернов начала XX века Макс Аронсон, больше известный, как Гилберт М. Андерсон или «Брончо Билли». В фильме он выступил не только как ассистент режиссёра (тогда это был практически сорежиссёр), но и как исполнитель нескольких ролей (бандита, нервного пассажира, танцующего хлыща и кочегара), которые принесли ему огромную популярность и сделали одной из самых ярких кинозвезд 10-х годов XX века. Андерсон закончил карьеру режиссёра в 1923 году, но снимался до начала 60-х годов. Он скончался в 1971 году.

Бюджет ленты Эдвина С. Портера составил всего 250 долларов (средний по тем временам). Премьера фильма состоялась 1 декабря 1903 года. Тогдашние зрители не привыкли ещё к кинематографу и многое, если не все, воспринимали как настоящую реальность. Использование самых современных спецэффектов и особенно финальная сцена повергли зрителей в шоковое состояние.

Сцены фильма

Файл:GTRsc1.jpg|Сцена №1 Файл:GTRsc1a.jpg|В помещении Файл:GTRsc1b.jpg|телеграфа

«Большое ограбление поезда» (англ. The Great Train Robbery, 1903) — американский художественный фильм, выдающаяся картина Эдвина Стэнтона Портера, снятая на ...

Все видео

На небольшой станции два бандита в масках входят в помещение телеграфа. Под дулом револьвера они заставляют телеграфиста опустить семафор для остановки приближающегося поезда, а затем отдать машинисту распоряжение пополнить запас воды. После выполнения телеграфистом этих приказов его оглушают и связывают.


Файл:GTRsc2a.jpg|Сцена №2 Файл:GTRsc2b.jpg|Водонапорная башня

Все четверо грабителей прячутся за башней, ожидая, пока кочегар закончит заливать воду. Затем, когда поезд трогается, они вскакивают на него между угольным тендером и почтовым вагоном.


Файл:GTRsc3a.jpg|Сцена №3 Файл:GTRsc3b.jpg|В почтовом вагоне

Почтовый служащий занят своим делом. Неожиданно он слышит подозрительный шум. В замочную скважину он видит, что бандиты пытаются взломать дверь вагона. Он быстро запирает ящик с ценностями и выбрасывает ключ из вагона. Преступники врываются внутрь и сразу нарываются на огонь из револьвера, открытый служащим. Однако в перестрелке он погибает. Не найдя у него ключа, бандиты взрывают ящик, хватают то, что в нём лежит, и убегают, прихватив также три больших почтовых мешка.


Файл:GTRsc4a.jpg|Сцена №4 Файл:GTRsc4b.jpg|На угольном тендере

Двое других грабителей в это время захватывают паровоз. Один направляет револьвер на машиниста. Другой вступает в неожиданную схватку с вооруженным лопатой кочегаром (Гилберт М. Андерсон). Борьба заканчивается победой бандита, который, после нескольких ударов по голове, сбрасывает безжизненное тело с поезда. Разумеется, сразу видно, что сброшена тряпичная кукла (съемки проходили на настоящем тендере при скорости 40 миль в час, а каскадеров тогда не было). Тем не менее, эффект был потрясающий. Подобная сцена впервые появилась на экране.

Сцена № 5 «Возле остановленного паровоза»

Преступники вынуждают машиниста отцепить паровоз и протянуть его вперед на 100 футов. Машинист выполняет требование.

Сцена № 6 «Ограбление пассажиров»

По требованию грабителей пассажиры выходят из вагонов и выстраиваются с поднятыми руками вдоль поезда. В это время бандиты собирают деньги и драгоценности. Неожиданно у молодого пассажира (снова Андерсон) не выдерживают нервы. Он пытается бежать, но один из грабителей стреляет ему в спину. Молодой человек падает и лежит без движения. После того, как все ценности отобраны, бандиты бегут к паровозу, предварительно сделав несколько выстрелов в воздух для устрашения пассажиров. Последние сразу же бросаются к раненому, чтобы оказать ему помощь.

Сцена № 7 «Грабители покидают место преступления»

Грабители садятся на паровоз и приказывают машинисту немедленно отъезжать.

Сцена № 8 «Остановка паровоза»

Грабители останавливают паровоз, спрыгивают с него и удаляются.

Сцена № 9 «К лошадям»

Преступники пересекают долину и вбегают в лес, где их ждут привязанные лошади.

Сцена № 10 «В помещении телеграфа»

Между тем телеграфист все ещё лежит связанный и без сознания. В комнату входит его дочь, которая принесла обед отцу. С огромным трудом ей удается развязать веревки и привести телеграфиста в чувство, побрызгав на него водой. Последний устремляется за помощью.

Сцена № 11 «Дансинг»

Типичная картина отдыха обитателей небольшого городка на Диком Западе. Четыре пары танцуют. Остальные наблюдают за ними, прислонившись к стене. Неожиданно появляется новичок, молодой человек франтоватого вида (все тот же Гилберт М. Андерсон), который начинает свой сольный танец в центре круга. Это весьма не нравится завсегдатаям дансинга в ковбойских шляпах. Они начинают стрелять ему под ноги, заставляя танцевать быстрее (прием, который потом использовался многократно). Новичок испуганно убегает. Танцы возобновляются.

Здесь зрители немного расслабляются. И тогда режиссёр применяет прием эллипс — неожиданный переход от второстепенного к главному. Во внезапно распахнувшуюся дверь вбегает телеграфист. Он сообщает о налете на поезд. Мужчины забирают оружие и выходят, чтобы начать преследование.

Сцены № 12 и № 13 «Преследование грабителей»


В ходе преследования и перестрелки убит один из грабителей. Остальные в полной уверенности, что они оторвались, останавливаются, чтобы исследовать взятую добычу. Увлекшись, они не замечают приближения posse (так на Диком Западе называли отряд добровольцев для преследования преступников — так же называется и известный фильм Кирка Дугласа), который тихо окружает увлекшуюся троицу, после чего атакует её. В ходе перестрелки бандиты погибают. Отряд собирает их оружие и мешки с награбленным.

Сцена № 14 «Стрельба в экран»

Самая знаменитая сцена из картины Портера, ставшая её своеобразной визитной карточкой. Главарь банды в исполнении Джастеса Д. Барнса (некоторые источники ошибочно указывают другого, более известного актера немого кино Джорджа Барнса) несколько раз стреляет в камеру — то есть буквально в зрителей. Реакция последних на всех просмотрах была «ужасающей». Дамы падали в обморок, мужчины бежали из зала. Однако прокатчики пришли в неописуемый восторг, так как, несмотря на потрясение, многие зрители потом ходили ещё и ещё, только чтобы увидеть этот кадр. Авторы договорились с прокатом, что показ сцены № 14 может быть также и в начале картины, то есть выполнять функцию как пролога, так и эпилога, на усмотрение владельцев кинотеатров. Барнс с револьвером запечатлен на многих постерах, а также на известной почтовой марке. Впоследствии эту сцену повторил Мартин Скорсезе в своей ленте «Славные парни» (герой Джо Пеши стреляет «в зал»).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить