КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Цельнометаллическая оболочка
Последняя ночь на острове Пэррис; Шутник несёт ночное дежурство в казарме. Его внимание привлекает шум в сортире, Шутник заходит и видит там рядового Кучу, заряжающего винтовку M14. Он демонстрирует навыки фактически боевого робота. Здесь впервые звучит фраза «цельнометаллическая оболочка» — применительно к боеприпасам винтовки, с которой раз за разом с молниеносной скоростью Куча выполняет строевые упражнения (собирает и разбирает обратно). Шутник испуган и просит Кучу не делать глупостей, но тот не прекращает своих бессмысленных упражнений с винтовкой. Сержант Хартман просыпается и обнаруживает Шутника и Кучу. В присущей ему резкой форме Хартман требует отдать ему оружие, но Куча стреляет сержанту в грудь. Затем он, не причинив больше никому вреда, кончает жизнь самоубийством, выстрелив себе в рот из винтовки.
Новобранцев посылают на войну во Вьетнам. Шутник получает должность военного журналиста и, работая далеко от боевых действий в армейской газете «Звёзды и полосы», размышляет, каково это — оказаться на передовой и убивать людей. Помощник Шутника фотограф enRafterman (ruЧердачник) просит отправить его на передовую, чтобы непосредственно участвовать в боях, но Шутник отказывает, не желая быть ответственным за возможную смерть напарника. Шутник и другие военные корреспонденты присутствуют на журналистской «летучке», где главный редактор газеты «Звёзды и Полосы» требует от них «патриотического» отражения истины, то есть искажения объективных событий с целью поднятия боевого духа солдат. Шутник спорит с ним; также он сообщает редактору о якобы готовящемся наступлении северовьетнамской армии в канун буддийского нового года, но ему не верят. Однако, ночью военная база подвергается обстрелу. Шутник вместе со всеми отражает нападение вьетконговцев. Наутро им сообщают, что началось большое наступление. Шутника и Рафтермана отправляют на передовую, чтобы сделать фронтовой репортаж. До места они добираются на вертолёте, пулемётчик стреляет во вьетнамцев, включая женщин и детей, которых видит, и просит написать о нём. На передовой Шутник хочет отыскать своего соседа по койке — Ковбоя; по пути он расспрашивает о его взводе встречающихся солдат. Шутник и Рафтерман посещают массовое захоронение жертв вьетконговцев — на дне ямы они видят трупы расстрелянных вьетконговцами учителей, врачей, чиновников, засыпанные известью. Полковник, стоящий неподалёку, спрашивает Шутника, почему тот носит значок «пацифик», хотя на его каске написано «прирождённый убийца/рождённый убивать» (enBorn to kill). Шутник объясняет это противоречие теорией двойственности Карла Юнга.
Шутник присоединяется к подразделению своего старого друга Ковбоя, которое отправляется на разведку к берегу Ароматной реки (enPerfume River). Командир подразделения подрывается на мине, подняв с земли плюшевого зайца. Командование принимает Ковбой, группа под его командованием отклоняется от маршрута и попадает под огонь снайпера, который методично расстреливает раненого разведчика и солдат, пытающихся ему помочь. Подразделение обнаруживает позицию стрелка, Ковбой сам становится жертвой снайпера. Солдаты решают отомстить за смерть товарищей и, под прикрытием дымовой завесы, входят в здание, откуда стреляет снайпер. Оторвавшись от товарищей, Шутник натыкается на снайпера — вьетнамскую девочку-подростка. Он стреляет, но оказывается, что он израсходовал все боеприпасы. Шутник кое-как прячется от обстрела за колонной, пока подоспевший Рафтерман не скашивает девочку очередью; она просит добить её. Шутник не соглашается с предложением всей группы оставить её умирать и после тяжёлых колебаний убивает её, совершив убийство в первый раз. Последняя сцена фильма — отряд марширует по горящим руинам города, распевая песню Клуба Микки Мауса. По окончанию фильма идет сингл группы The Rolling Stones — Paint It, Black…
Награды и номинации
Год | Премия | Категория | Фильм или сериал | Результат |
---|---|---|---|---|
1988 | David di Donatello | Лучший продюсер зарубежного фильма | Стэнли Кубрик | |
Оскар | Лучший сценарий | Стэнли Кубрик, Майкл Герр, Густав Хэсфорд | ||
BAFTA | Лучший звук | Найджел Голт, Эдвард Тайз, Энди Нельсон | ||
Лучшие спецэффекты | Джон Эванс | |||
Золотой глобус | Лучший актёр второго плана | Ли Эрмей |
В ролях
Саундтрек
- Johnnie Wright — Hello Vietnam
- The Dixie Cups — Chapel of Love
- Sam the Sham & The Pharaohs — Wooly Bully
- Chris Kenner — I Like It Like That
- Nancy Sinatra — «These Boots Are Made For Walkin'»
- The Trashmen — Surfin' Bird
- The Goldman Band — The Marines' Hymn
- The Rolling Stones — «Paint It Black»
Интересные факты
В фильме снято большое количество фотоаппаратов Nikon F, ставших во время вьетнамской войны символом военной фотожурналистики.
В 2000-ом году была выпущена игра для приставки Playstation под наванием "Hogs of war", обложка которой пародирует главный постер фильма.
Технические данные
Оригинальный негатив фильма снят киносъёмочными аппаратами классического формата 1,37:1 со скрытым кашетированием. Прокатные фильмокопии для США печатались в кашетированном формате с соотношением сторон 1,85:1, а для Европы с соотношением 1,66:1 с обрезкой кадра сверху и снизу. При изготовлении видеодисков DVD в большинстве случаев использован полный кадр негатива, включая те его части, которые не видны в прокатных фильмокопиях. Соотношение сторон кадра таких видеокопий 4:3, как и на кассетах VHS. Более поздние копии DVD, HD DVD и Blu-ray Disc создавались с соотношением сторон 16:9, более близким к назначенному для кинотеатрального показа. Оригинальная фонограмма одноканальная оптическая.
Страницы: 1 2