КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Девушка с татуировкой дракона (фильм, 2011)


Съёмки фильма стартовали в сентябре 2010 года в Стокгольме. После трёх недель съёмок Фредрик Баккар покинул пост оператора по личным причинам. Его заменил Джефф Кроненвет, который не раз работал с Финчером в прошлом. В декабре 2010 года съёмочная группа продолжила работу в Цюрихе. После Рождества съёмки проходили в студиях Лос-Анджелеса, потом весенние сцены были досняты в Швеции.

Музыка

Саундтрек к фильму был написан Трентом Резнором и Аттикусом Россом, которые за музыку к предыдущей работе Финчера получили «Оскар». В планы Резнора не входило использование в титрах знакомой мелодии; тем не менее Финчер предложил начать картину с кавер-версии классической Immigrant Song группы Led Zeppelin. Вокал на этом треке принадлежит Карен О. В финальных титрах звучит кавер-версия баллады Брайана Ферри Is Your Love Strong Enough, записанная коллективом Резнора и Росса How to Destroy Angels.

Неожиданный выбор мелодии Энии Orinoco Flow в качестве фона для одной из самых жутких сцен фильма обратил на себя внимание рецензентов; один из них назвал это решение режиссёра «близким к гениальности». В общей сложности звуковая дорожка включает 39 композиций.



Все видео

Титры

Вводные титры поданы на фоне полуабстрактного ролика, напоминающего заставки к фильмам о Джеймсе Бонде. В качестве музыкального фона использована современная кавер-версия Immigrant Song. Рецензентам эта вводная заставка напомнила музыкальные видеоклипы, которые Финчер снимал на заре своей карьеры для таких исполнителей, как Мадонна и Aerosmith. Режиссёр согласился, что существенная разница с видеоклипами отсутствует: «та же визуальная образность, нарезанная под стать музыке». Столь энергичное и современное начало («кошмарное аморфное видение в жидком монохроме») оттеняет традиционность последующего фильма. По мнению Питера Трэверса (Rolling Stone) это лучшая часть ленты, которая обещает зрителю, пожалуй, слишком многое.

В ролях

  • Дэниел Крэйг — Микаэль Блумквист
  • Руни Мара — Лисбет Саландер
  • Кристофер ПламмерПо наблюдению Хобермана, Пламмер пытается выглядеть похожим на Макса фон Сюдова, которому изначально предназначалась эта роль. — Хенрик Вангер
  • Стеллан Скарсгорд«Олицетворение всего худшего в скандинавах», — характеризует его экранное амплуа А. О. Скотт. — Мартин Вангер
  • Робин Райт — Эрика Бергер
  • Стивен Беркофф — Дирк Фруде
  • Джеральдин Джеймс — Сесилия Вангер
  • Джоэли Ричардсон — Анита Вангер / Харриет Вангер
  • Джоэл Киннаман — Кристер Мальм
  • Йорик ван Вагенинген — Нильс Бьюрман
  • Дональд Самптер — Густав Морель
  • Горан Вишнич — Драган Арманский
  • Моа Гарпендаль — Харриет Вангер
  • Джулиан Сэндз — молодой Хенрик Вангер
  • Дэвид Денсик — молодой Морель
  • Джозефина Асплунд — Пернилла Блумквист, дочь Микаэля
  • Эмбет Дэвидц — Анника Блумквист Джаннини

Основные темы

Как и в «Бойцовском клубе», создателей фильма занимает подвижность традиционных половых ролей в современном обществе. На гипермаскулинную роль детектива выбран исполнитель роли Джеймса Бонда, однако, вопреки традициям бондианы, его по всем параметрам превосходит и даже спасает от смерти девушка. По словам Волобуева, будучи «разжалованным из Бондов в Бонд-гёрл», Крейгу приходится на протяжении всего фильма изображать замешательство. Ю. Гладильщикову показалось, что Крейг с его амплуа мачо здесь персонаж интуитивный, что больше свойственно женщинам, в то время как именно Саландер выступает в традиционно мужской роли — как воплощение жёсткой, несгибаемой логики. Неслучайно именно она инициирует половую близость.

Ряд комментаторов трактует образ Саландер как воплощение электронно-сетевого бунта против патриархальных устоев общества. Согласно Sight & Sound в фильме показано, как от отца к сыну переходят узаконенные пороки, которые при отсутствии вмешательства со стороны перерастают в «ужасающую вседозволенность — что сексуальную, что экономическую». Проявления нестерпимого для женщин устройства общества Саландер встречает не только на острове. Её окружают мужчины беспринципные, коррумпированные, склонные к запугиванию — как, например, её новый опекун.

А. О. Скотт усмотрел в бунте Саландер против общества фрейдистскую подоплёку. Как и Харриет, она — пытающийся найти себя плод семейного насилия. Как и Харриет, она пыталась выйти из заколдованного круга, убив отца. И в этом их отличие от менее зрелого Мартина, который в аналогичной ситуации просто поставил себя на место отца и воспроизвёл все его пороки. Эдиповские законы действуют и в отношении Лисбет. Едва ли случайно то, что она делает шаги к интимному сближению с Микаэлем после того, как он с нежностью рассказывает ей о своей дочери.

С мнением Гладильщикова о том, что «Девушка с татуировкой дракона» — «самое громкое феминистское высказывание в массовой литературе и кино за последние годы», поспорила Лидия Маслова. Поведение Саландер в финале фильма она расценивает как «вполне типичный женский раздосадованный плевок в отместку за обманутую любовь».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить