КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Идиоты (фильм)


Чтобы поднять настроение, Стоффер объявляет, что у него день рождения, и устраивает вечеринку. Неожиданно он предлагает заняться групповым сексом. Кто-то относится к идее положительно, кто-то (как например Карен) не участвует в оргии. Двое «идиотов», Йеппе и Жозефина, уходят в отдельную комнату. Их ласки начинаются как игры душевнобольных, но постепенно зритель видит, что они по-настоящему любят друг друга. В следующем эпизоде в коммуну приезжает отец Жозефины. Говоря, что Жозефина больна и в коммуне перестала принимать таблетки, а он несёт за неё ответственность, он забирает её с собой. Йеппе пытается остановить его, но его протест оказывается бесполезным.

Предвидя крах коммуны, Стоффер предлагает всем доказать, что они раскрыли подлинного «внутреннего идиота», и прийти в облике «идиота» к своим друзьям или близким. Первый, на кого указал жребий, сразу отказывается. Второй — Хенрик, преподаватель класса живописи для пенсионеров, оказывается неспособным разыграть сумасшествие перед своими учениками. После этого Карен заявляет, что она готова. Вместе с Сюзанной (Анна Луиза Хассинг) — единственным членом группы, кто никогда не прикидывается идиотом, а играет роль сопровождающего, — Карен приходит к себе домой. Здесь зритель узнаёт, что она потеряла ребёнка и, не в силах справиться с горем, сбежала из дома, а семья осуждает её за это проявление слабости. Во время семейного ужина Карен начинает изображать идиота, роняя еду мимо рта. Муж Карен в ярости даёт ей пощёчину. Карен и Сюзанна покидают дом.

Литература

Адаптации

В 2013 году российский режиссёр Кирилл Серебренников на сцене «Гоголь-центра» поставил спектакль «Идиоты» по мотивам фильма фон Триера, перенеся действие в Москву и адаптировав сюжет к российским реалиям. Главные роли исполнили Андрей Кузичёв и Оксана Фандера.

Fyodor Dostoevsky novel. Director Vladimir Bortko. With Lydia Velezheva , Yevgeny Mironov, and Vladimir Mashkov .

Все видео

Темы и художественные особенности

«Внутренний идиот»

Герои в фильме называют себя словом spasser. В переводе с датского это пренебрежительная кличка умственно отсталых или инвалидов. По словам фон Триера, он как-то узнал о высказывании австрийского философа Рудольфа Штайнера «сумасшедшие посланы нам с небес» и развил понравившуюся ему мысль так, что не только идиот может быть даром для окружающих, но и состояние идиота может помочь самому человеку преодолеть страхи, укоренённые в рациональном и привычном отношении к окружающему миру.

Критики отмечают, что поиск героями «внутреннего идиота» — свободного, не отягощённого условностями современного общества человека, живущего в гармонии с собой, — и антиобщественное поведение имеют своих предшественников в виде хиппи и других движений контркультуры 1960-х. Оуэн Глейберман (Entertainment Weekly) охарактеризовал «внутреннего идиота» как «чистого, грустного, трудного ребёнка, потерявшегося за буржуазными фасадами». До тех пор, пока задачей было раздражать окружающих, которые испытывают дискомфорт от нахождения рядом с «идиотами», но в силу общественных установок не могут позволить себе открыто выразить недовольство происходящим, демонстрация «внутреннего идиота» была простой. Но герои последовательно терпят неудачу, когда от них требуется испытать на прочность самих себя, столкнувшись с реальным миром. Первой ласточкой поражения стала встреча с настоящими умственно отсталыми. О крахе идеологии «идиотов» свидетельствует сцена с отцом Жозефины. Немолодой модно одетый мужчина, навсегда забирающий дочь из коммуны при бездействии Стоффера, олицетворяет безжалостный внешний мир, мир родителей, который оказывается сильнее игры в идиотов. Перед финалом, когда Стоффер предложил предстать «идиотом» перед своими близкими, ни у одного из членов группы это не получается: кто-то отказывается сразу, кто-то соглашается, но не может начать «играть».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить