КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Искатели (вестерн)


Отзывы

  • Джон Паттерсон, The Guardian: «Перед нами портрет американского героя, наделённого всеми доблестями самодостаточности и благородства (в понимании фронтира). Героя, который также является неприкрытым расистом-истребителем и верит в превосходство белой расы. Человека, которого доводит до исступления страх расовой нечистоты».
  • Джонатан Розенбаум определяет «Искателей» как расистский фильм, который одновременно прославляет и порицает нетерпимость к чужому семени. Парадокс видится ему в том, что грубые насмешки над индейской женщиной соседствуют с виртуозным в своей сложности исследованием психологии Итана Эдвардса.
  • Филипп Френч, The Guardian: «Этот фильм с отсылками к „Одиссее“ и популярным в XIX веке историям об ужасах индейского плена полон сложности и контрастов: юмор низкого пошиба чередуется с мистикой, а бродячая жизнь добровольного изгоя противопоставлена теплоте домашнего уюта».
  • Дэйв Кер полагает, что в «Искателях» сосредоточена вся глубинная проблематика американской литературы: только массовая культура способна на подобную выжимку из 200-летней традиции и только такой великий поэт экрана, как Джон Форд, в состоянии перевести её в незабываемые кинообразы.

Центральный образ фронтира как точки схождения дикой природы с цивилизацией позволяет Форду исследовать разломы национального характера — стремление к порядку при потребности в насилии, общинный дух при восхищении индивидуальностью.

  • Более критично настроен Тим Лотт, убеждённый, что в «Искателях» можно увидеть критику расистских взглядов, «только если считать просвещённым изображение индейцев в качестве хищных садистов». Создатели фильма не объясняют ни решение Итана оставить девушку в живых, ни её отказ продолжить жизнь среди команчей. По словам Лотта, «грубая механика» сюжета и фарсовая трактовка некоторых эпизодов «порой низводят фильм до уровня «Сверкающих сёдел» Мела Брукса.

Признание

  • Фильм был включён в Национальный кинореестр Библиотеки Конгресса США ещё при его создании в 1989 году.
  • В 1992 г. по результатам масштабного опроса кинокритиков, проведённого журналом Sight & Sound, «Искатели» попали в пятёрку величайших фильмов в истории. Двадцать лет спустя «Искатели» финишировали 7-ми.
  • Списки Американского института кино:
    • 100 лучших фильмов (1998) — 93-е место
    • 100 лучших фильмов (2007) — 12-е место
    • 10 лучших вестернов — 1-е место
  • Один из десяти лучших фильмов в истории по версии «Кайе дю синема» (2008).

Второе дно

При тщательном соблюдении внешних примет вестерна (Джон Уэйн в главной роли, эффектные кадры долины Монументов и т. д.) фильм подспудно затрагивает новые для жанра темы геноцида индейцев и инцеста. Хаотичное кружение «искателей» по прериям имеет мало общего с однонаправленным вектором классического вестерна (движение в западном направлении). Колкий комментарий запрятан глубоко в ткани фильма, и расистские выпады Итана легко потерять на фоне соседствующих с ними сцен юмористической разрядки или романтического флирта. Первые зрители фильма не уловили этого противоречия — «изумительного, на удивление продуктивного союза лёгкого развлечения и погружения во мрак» человеческой души.

Джон Форд предоставляет зрителю самостоятельно решить, насколько оправданна пятилетняя одиссея Итана Эдвардса и что движет им в действительности. В литературе о фильме преобладает мнение, что Итан был влюблён в Марту (жену своего брата) и, таким образом, мог в реальности быть отцом Дебби. Нестандартность ситуации в том, что в сценарии не содержится ни слова об отношениях Марты и Итана. Вся информация передаётся исключительно невербальным путём, при помощи взглядов и жестов Марты и Итана (особенно в первой сцене фильма, когда они едва удерживаются от поцелуя) и может быть «считана» только внимательным зрителемЭту сцену Форд придумал сам. В другой сцене на связь между ними прозрачно намекает герой Уорда Бонда.. В этой трактовке долгое время отсутствовший отец из чувства вины стремится спасти дочь, которую он не имел возможности вырастить и которая представляет для него единственную связь с Мартой, с главным человеком в его жизни.

Искатели / The Searchers Год выпуска: 1956 Страна: США | | Жанр: боевик, драма, приключения, вестерн Продолжительность: 01:58:47 Перевод#1: Профессиональный ...

Все видео

Джонатан Розенбаум отмечает отсутствие эротического заряда в отношениях Мартина и Лори, которые решены в сугубо комическом ключе. Вера Майлз появляется во многих фильмах Форда, но не как женщина из плоти и крови, а скорее как дань сценарной необходимости наличия женского персонажа, за любовь которого соперничают главные герои. А вот отношения Мартина и Итана, которые на протяжении многих лет живут одной жизнью, не лишены, по наблюдению Розенбаума, гомоэротического налёта. Пикантность ситуации добавляет то, что согласно книге Мартин мог приходиться Эдвардсу биологическим сыном.


Влияние

На вторую половину 1970-х, когда эпический фильм Форда наконец получил место в пантеоне величайших свершений Голливуда, приходится волна подражаний «Искателям»The Guardian находит эхо «Искателей» в таких фильмах, как «Охотник на оленей», «Всё решается в среду» и «Париж, Техас».. Влияние фильма на своё творчество отмечали Стивен Спилберг и Джордж ЛукасS. C. Pelkey II. The Searchers // Movies in American History. — ABC-Clio, 2011. — P. 427—429.. Сожжение дома Эдвардсов команчами у Форда аукнется сожжением дома Люка Скайуокера в «Звёздных войнах»The Searchers: Essays and Reflections on John Ford’s Classic Western (eds. Arthur M. Eckstein, Peter Lehman). Wayne State University Press, 2004. ISBN 978-0-8143-3056-2. Page 45.. Много общего между фильмами Форда и Лукаса и в трактовке центрального эдиповского конфликтаОтношения между Люком и Леей — как и отношение Мартина к Дебби — из романтических эволюционируют в братско-сестринские.Myth, Media, and Culture in Star Wars: An Anthology (eds. Douglas Brode, Leah Deyneka). Scarecrow Press, 2012. ISBN 978-0-8108-8513-4.. Киновед Пол Шредер переосмыслил сюжетную линию «Искателей» при написании сценария о нью-йоркском таксисте, который пытается увести из борделя девочку-проститутку, а когда она отказывается ему подчиниться, устраивает кровавую расправу над теми, кто держит бордель. Сценарий был экранизирован в 1976 году Мартином Скорсезе под названием «Таксист». Те же сценарные контуры угадываются и в фильме Шредера «Жесткач» (1979), действие которого происходит в среде порноактёров.

Фраза «that’ll be the day» («настанет такой день»), повторяемая героем Джона Уэйна, вдохновила Бадди Холли на написание одноимённой песни. Британская рок-группа The Searchers получила своё название в честь фильма.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить