КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Космическая одиссея 2001 года


Съёмки с актёрами были завершены в сентябре 1967 года, а с июня 1966 по март 1968 Кубрик был занят в основном разработкой 205 спецэффектов для фильма. Режиссёр применил специальную технику для создания визуальных эффектов, избегая ухудшения качества изображения с помощью Хромакея и Matte. Монтаж фильма был завершен Кубриком в марте 1968 года, незадолго до выхода фильма на экраныGelmis(1970) p. 308. Премьерный показ фильма состоялся в Театре Аптаун в Вашингтоне 2 апреля 1968 года, а с 6 апреля фильм начал выходить в широкий прокат.

Вырезанные сцены

Вырезанные сцены «Космической Одиссеи» обычно делят на две категории: сцены, которые были удалены во время монтажа, и сцены, которые Кубрик удалил после премьерного показа.

Сцены, вырезанные при монтаже, включали сцену, показывающую, как на Луне живут дети колонистов (сцена демонстрировала классную комнату, в которой проходит урок живописи; в детской массовке снялись обе дочери Кубрика). Вторая сцена изображала Хэйвуда Флойда, покупающего для его дочери детёныша галаговых через видеофон в универмаге. И наконец, самой известной вырезанной сценой был 10-минутный чёрно-белый ролик, снятый в виде интервью с реальными учёными (в числе которых был Фримен Дайсон), где они обсуждали внеземную жизнь. Кубрик удалил эту сцену ещё после самого первого пробного показа, устроенного для руководства «MGM».

Группа в контакте http://vkontakte.ru/club18403220 Твиттер http://twitter.com/RuslanUsachev.

Все видео

Сцены, вырезанные уже после премьерного показа, включали кратковременные и в основном немые кадры, среди которых было несколько сцен в прологе «The Dawn of Man», которые больше раскрывали изменения в поведении обезьян после воздействия на них Монолитом. Затем было вырезано несколько кадров, показывающих бытовую повседневность на «Дискавери» (по времени большая часть этих кадров должна была идти в самом начале сцены «Jupiter Mission», когда зрителю первый раз показывали Боумена и Пула), несколько кадров с Боуменом в космосе, как Боумен забирает запасную деталь для антенны из специальной ниши в восьмиугольном коридоре, дополнительные кадры в сцене гибели Пула, включая всю его подготовку к выходу в космос (это единственная самая длинная сцена, которая была удалена в этой редакции, и была удалена по причине того, что один критик после премьерного показа сказал, что смерть Фрэнка Пула после этой сцены выглядит отвратительно), несколько кадров с HALом, где он отключает радиосвязь с шатлом Пула, прежде чем его убить, и наконец, небольшая сцена в финале, где Боумен, блуждая в инопланетной комнате в скафандре, подбирает с пола у подножья кровати комнатную туфлю (её можно увидеть позади Боумена на полу, когда он входит в ванную комнату).

В декабре 2010 года создатель спецэффектов фильма Дуглас Трамблл объявил, что «Warner Brothers» нашла в Канзасе вырезанный видеоматериал длиной примерно 17 минут, который, по их словам, неплохо сохранился. Как было заявлено, это вырезанный материал постпремьерной редакции. Однако никаких сведений о том, будут ли эти вырезанные сцены вставлены в фильм или вообще будут ли продемонстрированы, пока не поступало.

Прогнозы Кларка и Кубрика на 2001 год

Подтвердившиеся

  • Функционирующие поныне компании («Би-Би-Си», «IBM», «Аэрофлот», сеть отелей «Хилтон»).
  • Профилирование и специализация телевизионных каналов («Би-Би-Си» в фильме имела, по крайней мере, 12 тематических каналов).
  • Телевизор в спинке кресла самолёта.
  • Компьютерные шахматы (за год до создания фильма советская программа «Каисса» победила сильнейшую американскую программу «Kotok-McCarthy», но таких программ было лишь несколько).
  • К 2001 году компьютер смог победить человека в шахматы (в год создания фильма международный мастер Д.Леви заявил, что ни один компьютер не обыграет его в течение ближайших 10 лет).
  • Биометрическая идентификация человека (в фильме представлена идентификация по голосу).
  • Плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей.
  • Карманные персональные компьютеры.
  • Магнитные кредитные карты, используемые в банкоматах (их изобрели ещё в 1960 году, но на практике в то время продолжали использоваться немагнитные кредитные карты).
  • Широкое использование микроволновых печей (бытовую микроволновую печь создали в 1955 году, а серийно стали выпускать с 1962 года, но спрос был вначале невелик).

Не подтвердившиеся к 2001 году

  • Достижения человека в космосе:
    • По крайней мере две колонии людей на Луне.
    • Исследование людьми дальнего космоса (за пределами орбиты Марса).
    • Коммерческие рейсы в космосе (первые коммерческие полёты частных компаний выше стратосферы начались в 2004 году).
    • Исследование Юпитера многочисленными автоматическими станциями.
    • Космические станции на орбите не достигли таких размеров и численности персонала, как это представлено в фильме.
    • Не используются термоядерные или ядерные двигатели для ракет (ядерные двигатели создавались и испытывались, но в серию не пошли).
  • Имитация силы тяжести на космических кораблях с помощью центробежной силы.
  • Искусственный интеллект, способный осмысленно общаться с людьми на естественном языке.
  • Существование СССР.
  • Функционирование к 2001 году компании PanAm.
  • Технологии, позволяющие вводить человека в состояние анабиоза.

В ролях

Литература

Музыка

Для голливудского мейнстрима в фильме исключительно мало диалогов. Первое слово произносится лишь на 23-й минуте ленты. Зато не менее важное, чем «картинка», значение для восприятия фильма имеет музыкальный ряд, составленный как из классических произведений, так из вкраплений музыкального авангарда.

Начальные титры фильма и эпизод подбрасывания кости обезьяной сопровождаются первыми аккордами симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», написанной Рихардом Штраусом в 1896 году. Вальс Иоганна Штрауса, «На прекрасном голубом Дунае», сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений. Под музыку вальса перед зрителем проплывают летательные аппараты. Вальс звучит и на фоне финальных титров, а также после них — при чёрном экране. Музыка органично дополняет величественные и неторопливые движения космических кораблей и небесных тел. По словам Яна Харлана, во время работы над картиной Кубрик слушал Антона Брукнера, Яна Сибелиуса и Густава Холста. Интервью с Яном Харланом

После выхода фильма обнаружилось, что без ведома композитора в нём звучат фрагменты микрополифонических произведений венгерского авангардиста Лигети. Это послужило причиной длительного разбирательства. Музыка Лигети, лишённая звуковысотной определённости и воспринимаемая рядовым зрителем как музыкально-шумовая масса, сопровождает самые первые минуты фильма (при чёрном экране), появление монолита, путешествие героя через фантастические пространства в финале фильма. Впоследствии Кубрик использовал музыку Лигети в лентах «Сияние» и «С широко закрытыми глазами».

Первоначально для написания музыки к фильму Кубрик обратился к композитору надо=Норт, Алекс, который уже делал это для «Спартака». Но в итоге режиссёр решил отказаться от надо=Космическая одиссея 2001 года (саундтрек) в пользу классики, о чём Норт узнал только после премьеры и был расстроен этим.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить