КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя


Русское названиеНовейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя
ЖанрДокументальный фильм
СценаристСергей Костин
АктёрыЛеонид Парфёнов, Татьяна Лиознова, Вячеслав Тихонов
КомпанияНТВ
СтранаРоссия
ЯзыкРусский
Время55,16 мин. + 49,06 мин.
Год1998

«Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя» — двухсерийный документальный фильм Леонида Парфёнова об истории создания телефильма «Семнадцать мгновений весны».

Фильм вышел в серии «Новейшая история», раздел «Кинематограф» на канале «НТВ» в 1998 году.

Сюжет

Фильм представляет собой воспоминания участников съёмочной группы, актёров телефильма «Семнадцать мгновений весны» о процессе съёмок, журналистские расследования исторических подробностей, отражённых в фильме.

Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя» — двухсерийный документальный фильм Леонида Парфёнова об истории создания телефильма «Семнадцать...

Все видео

Первые кадры документального фильма (с прогулкой ведущего Леонида Парфёнова и режиссёра Татьяны Лиозновой) отсылают зрителя к первым кадрам телефильма (прогулка Штирлица и фрау Заурих).

Съёмочная группа

  • Ведущий: Леонид Парфёнов
  • Идея: Евгений Киселёв
  • Автор: Сергей Костин
  • Режиссер:
    • Сергей Кожевников
    • Александр Левин
  • Оператор:
    • Ефим Любинский
    • Мартыньш Пунаис
  • Композитор: Алексей Шелыгин

Интересные факты

  • В фильме используется кадры съёмок Бориса Журавлёва, сделанные КГБ в 1988 году
  • В фильме используется фрагмент телепередачи «Музыка в театре, в кино, на телевидении» с интервью Микаэла Таривердиева
  • Авторы фильма «Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя» компьютерным способом выполнили правку титров «Семнадцати мгновений весны», в которых не было указано имя исполнителя песен Иосифа Кобзона
  • В фильме используется ремикс на песни из телефильма, созданный сыном Иосифа Кобзона Андреем и DJ Грув

Технические данные

Серия Хронометраж
01 55:16
02 49:06

В ролях

Факты, озвученные в фильме

  • Режиссёр Татьяна Лиознова за 25 лет, разделяющие телевизионный и документальные фильмы, впервые на телевидении рассказывает о создании «Семнадцати мгновений весны».
  • Куратором фильма от КГБ выступил Семён Цвигун, консультантом на съёмочной площадке — полковник КГБ Георгий Пипия. Оба они фигурируют в титрах под псевдонимами С. К. Мишин и Г. В. Колх соответственно.
  • Работая над фильмом, сценарист и автор сюжета Юлиан Семёнов подолгу смотрел немецкую хронику, изучал воспоминания Вальтера Шелленберга, дневники Йозефа Геббельса, разыскал Карла Вольфа, советника Аллена Даллеса Блюма.
  • Изначально сценарий «17 мгновений» был продан на «Ленфильм». Юлиан Семёнов послал телеграмму Лапину, в которой сообщал об отзыве сценария с «Ленфильма» и передаче его на Киностудию им. М. Горького для постановки Лиозновой. При этом вернул полученные за сценарий деньги.
  • Знаменитая сцена свидания Штирлица с женой появилась после рассказа нелегала Конона Молодого Вячеславу Тихонову. Сцену в сценарий вставили специально, и выглядеть она должна была следующим образом: в Берлин жену привозят вместе с сыном. Мальчик должен был в кафе играть за столиком с игрушечным клоуном, у которого в руках медные тарелочки. Одна из них отваливается, и жена оставляет ее на блюдце. Штирлиц видит это, и улучив момент, уносит драгоценное сокровище с собой и делает из тарелочки брелок. В последний момент Лиознова решила снимать сцену без ребенка, а брелок так и остался в кадре — в других сериях Штирлиц несколько раз вертит его в руках.
  • Телевизионный гардероб Штирлица состоял из 100 белых рубашек, 11 костюмов, гражданских пиджаков, полевого кителя, парадного мундира, фрака.
  • Первым претендентом на исполнение песен к «Семнадцати мгновениям весны» был Муслим Магомаев. Исполнение Магомаева не устроило Лиознову, и на пробы приглашались Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова… По легенде Иосифа Кобзона пригласили шестнадцатым.
  • После успеха музыки Микаэла Таривердиева в Союзе композиторов появляется международная телеграмма «Поздравляю успехом своей музыки вашем фильме. Франсис Ле», после которой Таривердиева обвиняют в плагиате, его песни вытесняются из эфира. Позже Франсис Ле сообщит, что не предъявлял никаких претензий, телеграмма была фальшивкой.
  • Рисунок роли Штирлица определили как «Внешняя сдержанность, исполненная внутренней силы».
  • На вопрос Юлиана Семёнова, «Слава, как тебе удается так прекрасно думать — я вижу, что ты думаешь на экране», Вячеслав Тихонов ответил: «Всё очень просто — я прокручиваю в голове всю таблицу умножения».
  • Сцена совещания у Шелленберга, когда шеф СД гневно отчитывает подчиненных — немая. Но во время съемок, которые проходили далеко за полночь, текст произносить было нужно. Олег Табаков тоном недовольного начальника открывает заседание словами: «Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трёх ночи, пора уже этому положить конец!». Этот текст произносился при включённой камере и опешившей Лиозновой. Статисты всерьёз восприняли слова Табакова. После команды режиссёра «Стоп» разразился безудержный хохот.
  • Швейцарский Берн снимался в Мейсене, небольшом городке возле Дрездена (путь к проваленной явочной квартире профессора Плейшнера). В Прибалтике снимали большую часть натуры. Оставшуюся часть снимали в ГДР. Цветочную улицу и место встречи Штирлица с Борманом снимают в Риге. Медвежат Бернского зоопарка, на которых смотрит профессор Плейшнер, — в Тбилиси. Баварские Альпы, место, где пастор Шлаг впервые встал на лыжи, снимали в Бакуриани.
  • Изначально в телефильме вместо младенцев собирались снимать кукол, но от этой идеи отказались, так как их статичность слишком заметна. Поэтому дети в кадре настоящие. Из-за того, что малыши быстро растут, съёмочной группе пришлось снимать шесть разных младенцев.
  • Застенки Гестапо снимали в Бутырской тюрьме.
  • Производство телефильма затянулось на срок более трёх лет. По этому поводу Андропов заметил Цвигуну, что «Картина снимается дольше, чем война длилась!».
  • Телефильм планировали выпустить на телеэкран к 9 мая, но из-за того, что все серии лично принимал Андропов, а он смотрел 14 часов картины в три приема по 4 серии, притом по ночам, к зрителю «Семнадцать мгновений весны» попали лишь в августе 1973 года.
  • Леониду Куравлеву долго не давался образ Айсмана. Чтобы помочь ему, Лиознова сделала Айсмана одноглазым. За черной повязкой должна была читаться биография жесткого, непреклонного бойца: «Ты своим одним глазом должен протыкать человека насквозь».
  • Директор картины Ефим Лебединский приглашал на съемки в качестве статистов своих многочисленных родственников и знакомых. В результате в кадре не раз появляются эсэсовцы явно неарийской внешности. С. К. Цвигун по этому поводу однажды поинтересовался: «У нас фильм про немецкую армию или про израильскую?»

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить