КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Пиковая дама (фильм, 1960)
На балу танцуют гости, танцует Елецкий с Лизой, признаётся ей в любви. Бал заканчивается, гости уезжают. Неизвестным образом Германн оказывается сначала под балконом Лизы, затем проникает к ней в квартиру. Он страстно признаётся ей: Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой, прости, но страстного не отвергай признанья…
Лиза молчит в смущении. Германн понял, что он ей тоже небезразличен. Но тут слышен шум, в квартире толпятся девушки из свиты Графини. Он выскочил из квартиры.
На балу Германн получает от Лизы ключи от покоев её бабушки. Томский и приятели, дразня Германна, напевают ему мотив «Три карты, три карты, три карты». Германн в отчаянии покидает бал.
Экранизация одноименной оперы Петра Чайковского, написанной по мотивам повести Александра Пушкина. Диплом...Все видео
Он ждёт в тёмной спальне графини, спрятавшись за занавеску. Вот наконец они приезжают с бала, усталые, старуха (меццо-сопрано или контральто) почти спит. Служанки её раздевают, она их прогоняет. Но сон нейдёт к ней, она смотрит на свой портрет, запечатлевший её в далёкой юности и начинает вспоминать, как она танцевала и пела в Париже, составляя конкуренцию самой мадам Помпадур. Напевая французскую песенку, она засыпает, но тут перед ней предстаёт Германн, умоляя на коленях открыть тайну трёх карт, ведь он так пылко и страстно любит Лизу. Но старуха впала в ступор от ужаса, молчит, безумно на него уставясь. Германн в отчаянии, понимает, что он от старухи ничего не дождётся. Выхватывает пистоль, наводит на неё, кричит, угрожает, но как выясняется, старуха моментально скончалась от инфаркта.
Германн практически в помешательстве. Старуха умерла, он теперь не узнает заветные три карты. Он уходит.
Следующая сцена застаёт Германна в его доме. Он читает письмо Лизы, где она предлагает ему вечером окончательно выяснить отношения на Лебяжьей канавке. Он уже безумен, вспоминает похороны старухи, как пробрался в церковь и неотрывно смотрел на её мёртвое лицо. Страшный удар грома заставляет его забраться под ломберный столик. К нему является призрак (в фильме это не показано) и произносит замогильным голосом: я пришла к тебе против своей воли. Вот три карты, которые составят твоё богатство: тройка. семёрка. туз. Германн в помешательстве повторяет эти слова. Тройка. Семёрка. Туз.
Трагедия близится к развязке. Лиза, волнуясь, ждёт Германна. Уж полночь близится, а Германна всё нет… И вот он является с ударами курантов, растрёпанный, в парадном мундире, с безумными сверкающими глазами. Как бы не замечая её, он твердит, что вот теперь будет удача, что надо скорей бежать в игорный дом! Там, там груды золота лежат, и мне, мне одному принадлежат! Лиза в ужасе отшатывается от него, он кричит: кто ты? Тебя не знаю я! И убегает.
Лиза понимает, что это убийца её бабушки, что единственное, что он хотел, это сорвать огромный куш. Погиб он, а вместе с ним и я — с этими словами она спускается к воде. Заключительный кадр — белый газовый шарфик Лизы на чёрной воде канала.
В дворянском собрании кипит веселье, Томский под хохот распевает фривольные песенки. Врывается Германн, сильно удивляя всех гостей. Он желает играть, и это всех озадачивает — Чекалинский неуверенно пытается пошутить, поздравляя его с разрешеньем столь долгого поста. Выясняется, что Германн принёс все свои сбережения и ставит их на карту. Это очень крупные деньги, и только Елецкий, кипя ненавистью к сопернику, принимает вызов. Чекалинский раскладывает карты. Германн поёт знаменитое ариозо: что наша жизнь? Игра! И выигрывает на тройку. Но Елецкий идёт углом, угрожая в следующем кону отыграть всё назад. Германн выигрывает на семёрку. Елецкий просит друга быть секундантом — если Германн выиграет и в третий раз, он будет драться с ним на дуэли. Германн хватает карту, торжествуя — он думает, что это выигрышный туз. Но это пиковая дама! Графиня сыграла с ним злую шутку, он проиграл абсолютно всё.
Тут словно бы он видит перед собой зловредную старуху и кричит, что ей ещё надо? Жизнь его? Хватает пистоль и стреляет себе в грудь.
Перед смертью его сознание проясняется, он видит перед собой загубленную Лизу, просит у неё прощения. Падает, судорожно вцепившись в бархатную скатерть, за ним летит огромное блюдо с золотом и ассигнациями.
Душевные терзания Германна, могучие страсти, обуревающие его, блистательно переданы в фильме мастерской игрой Олега Стриженова и пением Зураба Анджапаридзе. Анджапаридзе был одним из величайших исполнителей роли Германна в Большом театре СССР.
Съёмочная группа
- Авторы сценария — Георгий Васильев, Сергей Васильев, Павел Вейсбрем, Роман Тихомиров, Борис Ярустовский
- Режиссёр-постановщик — Роман Тихомиров
- Главный оператор — Евгений Шапиро
- Оператор — Ниссон Шифрин
- Главный художник — Игорь Вускович
- Художники:
- по костюмам — Евгения Словцова
- по гриму — Василий Горюнов
- по комбинированным съёмкам — Михаил Кроткин
- Звукооператор — Григорий Эльберт
- Редактор — Н. Русанова
- Монтажёр — Раиса Изаксон
- Музыкальный консультант — Анатолий Дмитриев
- Консультант по быту — А. Войтов
- Редактор — Исаак Гликман
- Оркестр и хор Большого театра Союза СССР
- Дирижёр — Евгений Светланов
- Хормейстер — Александр Рыбнов
- Директор картины — Михаил Шостак
В ролях
- А. Густавсон — друг Германа (поёт — В. Володин)
- И. Дарьялов (поёт — В. Кириаков)
- Владимир Косарев (поёт — Марк Решетин)
- Андрей Олеванов — друг Германа (поёт — Виталий Власов)
- Дмитрий Радлов (поёт — Георгий Шульпин)
- Юрий Соловов (поёт — Леонид Маслов)
- Владимир Цитта — эпизод (поёт — Валерий Ярославцев)
Награды
- — I Международный технический конкурс фильмов в рамках III Конгресса УНИАТЕК в Праге (Чехословакия): Диплом
В главных ролях
- Олег Стриженов — Герман (поёт — Зураб Анджапаридзе)
- Ольга Красина — Лиза (поёт — Тамара Милашкина)
- Елена Полевицкая — Графиня (поёт — Софья Преображенская)
- Валентин Кулик — Елецкий (поёт — Евгений Кибкало)
- Вадим Медведев — Томский (поёт — Виктор Нечипайло)
- Ирина Губанова-Гурзо — Полина (поёт — Лариса Авдеева)
Страницы: 1 2