КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Седьмое путешествие Синдбада
Русское название | Седьмое путешествие Синдбада |
Оригинальное название | The Seventh Voyage Of Sinbad |
Жанр | приключенческий фильм |
Режиссёр | Натан Юран |
Актёры | Кервин Мэтьюз Кетрин Кросби |
imdb_id | 0051337 |
Время | 87 мин. |
Страна | США |
Продюсер | Рэй Харрихаузен |
Сценарист | Кен Колб |
Компания | Columbia Pictures Corporation |
Год | 1958 |
«Седьмое путешествие Синдбада» (enThe Seventh Voyage Of Sinbad) — американский приключенческий фильм-сказка об очередном путешествии легендарного морехода из книги «Тысяча и одна ночь». Поставлен на студии Columbia Pictures режиссёром Натаном Юраном в 1958 году. Картина включена в Национальный реестр фильмов США.
Сюжет
Сюжет кинофильма не совпадает с литературным источником и представляет собой вольный пересказ сразу нескольких путешествий Синдбада.
Во время очередного плавания мореход со своими товарищами попадает в шторм и оказывается на сказочном острове, на котором ему приходится вступить в схватку с циклопом, перехитрить злого колдуна Сакура, стать обладателем волшебной лампы с джинном и обрести любовь — принцессу Парису. Со своей избранницей он спешит в родной Багдад, предвкушая скорую свадьбу.
В столице героев настигает колдун Сакура и накладывает на принцессу злые чары — во много раз уменьшает девушку. Он готов их развеять, если Синдбад принесёт ему для зелья скорлупу яиц двуглавой птицы Рух с острова циклопов. Мореход вновь призывает своих друзей в плавание, но для осуществления такого опасного замысла моряков недостаточно. Синдбад вынужден привлечь в команду заключённых из тюрьмы халифа Багдада. Во время плавания те поднимают бунт, который мореход с соратниками вскоре подавляют. На острове команда разделяется на две группы. Отряд, возглавляемый Синдбадом, захвачен циклопом и посажен в клеть. Оставшийся на свободе Сакура отказывается прийти на помощь капитану. С помощью принцессы Парисы Синдбаду удаётся бежать. Ловкостью и хитростью он увлекает циклопа к краю пропасти.
Мореход по-прежнему нуждается в проводнике, которым ранее являлся Сакура. Миниатюрная Париса проникает в волшебную лампу и заручается поддержкой джинна в обмен на обещанную свободу. Ценой жизни нескольких товарищей скорлупа яиц птицы Рух получена. Сакура возвращает принцессе нормальный рост, но требует от Синдбада ещё и волшебную лампу. Герои спасаются бегством. Пройдя схватку ещё с одним циклопом, злобным драконом и одолев самого колдуна Сакура, они возвращаются на корабль. Там их встречает освобождённый джинн в обличье улыбчивого мальчика-юнги. В качестве свадебного подарка он наполнил каюту молодожёнов сокровищами циклопов.
В ролях
- Кервин Мэтьюз — Синдбад-мореход
- Кетрин Кросби — принцесса Париса
- Ричард Айер — джинн
- Торин Тэтчер — колдун Саку́ра
- Алек Манго — халиф Багдадский
- Харольд Каскет — султан — отец Парисы
- Альфред Браун — Харуфа
Критика
Отзывы критиков в подавляющей массе положительны. Особое внимание уделяется спецэффектам Рэя Харрихаузена. «Кервин Мэтьюз создаёт Синдбада притягательным, скорее более сдержанным, чем бравурным; Кетрин Кросби прелестна в роли принцессы; у Торина Тэтчера достаточно зловещий для колдуна взгляд Но это не тот фильм, в котором игра актёров имеет большое значение. Это в первую очередь зрелище, действие происходит быстро и почти бесперерывно. Рэй Харрихаузен, который отвечал за визуальные эффекты, выступает как главный герой этого произведения». При этом критиками нередко подчёркивалась чрезмерная эклектика американского фильма: «трилогия этих фильмов как нельзя лучше соответствовала чисто американскому „вавилонскому столпотворению“. Где ещё можно совершить путешествие из Багдада к Южному полюсу в египетскую гробницу за Светом Аполлона?»
Совершенно неизвестный в СССР жанр и невероятные для своего времени спецэффекты сделали фильм настоящим лидером проката. «В советские времена, когда западная культура текла к нам узеньким ручейком, буквально бесконечным хитом пацанов стало „Седьмое путешествие Синдбада“. Конечно, американцы не могли обойтись без интриги, придумав злодея, который борется с героем, а также любовной линии, которой в арабских сказках нет и в помине». Вопрос допустимого соотношения доходности в прокате и количества иностранных фильмов контролировался высшими идеологическими органами СССР. В одном из докладов в идеологическую комиссия ЦК КПСС сообщалось: «если советская картина „Простая история“ демонстрировалась по 7 дней, то слабые в художественном отношении буржуазные фильмы „Путешествие Синдбада“ — 21 день, „Римские каникулы“ —12 дней…»Афанасьева Е. С. Культура и власть. От Сталина до Горбачёва. Федеральная архивная служба России, Центр хранения современной документации.