КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Стачка (фильм)


В первой своей большой киноработе Эйзенштейн сразу же старается применить все доступные кинематографические приёмы и техники. В результате картина оказалась переполнена различными кинотехническими «аттракционами», что безусловно негативно сказалось на основной теме ленты как агитационного произведения. Однако режиссёр вместе с тем получает необходимый опыт: он понимает, что «театрально-цирковые» элементы не соответствуют «реалистичной природе кинематографа».

История создания

Пробы, сценарий, концепция

«Стачка» — первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна, который сам режиссёр называл «противоречивым» и «остроугольным». До этого он имел только опыт в съёмках небольшого (120 метров плёнки) ролика, названного «Дневник Глумова», для своего спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по одноимённой пьесе Александра Островского. Готовый сценарий «Стачки» Эйзенштейн принёс на «Первую госкинофабрику», которая располагалась в Москве на Житной улице в бывшей киностудии Александра Ханжонкова. Там ему выделили две киносъёмочные пробы. Обе у него вышли неудачными: снято было «театрально» и длинными кусками. Во время первой пробы Эйзенштейн снимал массовку, во время второй — сцену с допросом революционера. Высшее руководство Госкино опасалось, что Эйзенштейн превратит «Стачку» в бессюжетный «монтаж аттракционов», вследствие чего картина могла провалиться. Поэтому Госкино после неудачных проб спешило с режиссёром расстаться. Тогда Борис Михин и Эдуард Тиссэ в тайне от Эйзенштейна написали письмо руководству фабрики с просьбой выделить ему третью пробу под их материальную ответственность, ссылаясь на Эйзенштейна как «очень интересного человека», в котором они уверены. Третья попытка оказалась успешной. Отснятый материал даже вошёл в оригинальный фильм. Это была сцена, где шпана по свисту своего «короля» вылазит из множества врытых в землю бочек.


Первый историко-революционный фильм. На одном из крупнейших заводов России организовывается стачка, повод...

Все видео

Полный сценарий «Стачки» занимал ровно 10 страниц, четыре из которых были прологом. Сам пролог не снимался. В фильме от него остались лишь последние слова, использованные в качестве титра: «На заводе всё спокойно. Но…» Известно, что в прологе присутствовала цитата из Владимира Ленина: «Стачки были школами к вооружённому восстанию». Сценарий был написан с соблюдением двух принципов: 1) не выделение главных героев и 2) отказ от фабулы. Тогда Эйзенштейн был глубоко убеждён, что «как выдвигание личности героя, так и самая сущность интриги-фабулы» являются «продукцией индивидуалистического мировоззрения» и «несовместимы с классовым подходом к кино». Сценарий написал Эйзенштейн совместно с Валерианом Плетнёвым, драматургом и теоретиком Пролеткульта, Григорием Александровым и Ильёй Кравчуновским. Весь сценарий был разделён на 235 пунктов (в первой версии — 146), обозначенные порядковыми номерами. Каждый пункт соответствовал одному определённому кадру в картине. На одной из страниц сценария Эйзенштейн написал по-французски: «Menager les effets» (ruОсторожнее с эффектами).

Первоначально картина задумывалась как пятая часть восьмисерийного цикла лент о революционной борьбе, названного «К диктатуре». Но другие части так и не были реализованы. Эта серия казалась режиссёру «наиболее массовой» и «действенной», поэтому первой начали снимать именно её. В своей концепции «К диктатуре» должна была охватывать следующие темы (каждая тема соответствует определённому фильму) : 1) контрабанда литературы; 2) подпольное книгопечатание; 3) работа в коллективе («Работа в массах»); 4) демонстрации в честь Первого мая; 5) забастовка («Стачка»); 6) аресты и обыски; 7) ссылки и тюремные заключения; и 8) побеги из тюрем. Это деление разработал сам Эйзенштейн. Он записал задумку на ученических тетрадях, которые теперь хранятся в архивах РГАЛИ. Известно, что в серии должны были выйти фильмы с названиями «Борьба» и «Борьба продолжается».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить