КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Тайна железной двери


Толик, глядя на последнюю спичку, слышит голос Волшебника, говорящего, что он с помощью одной спички сумел сделать миллион коробков с такими же волшебными спичками. Окончательно поняв, что это грозит превратить его во второго Волшебника, Толик ломает спичку со словами «Ничего мне не надо, ничего». Далее Толик вновь оказывается посреди проезжей части в тот момент, когда он готовился убежать от милиционера, но на этот раз он не убегает, а, опустив голову, идёт к нему. Затем появляется Зайцев-голубь, который вновь превращается в человека, шокируя окружающих своим голым видом. Милиционер отвлекается на него и Толик продолжает идти дальше. Превращение Зайцева обратно в человека подразумевает, что и другие спички-желания тоже вернулись на круги своя, но тут Толик видит женщину с потерявшейся собакой и старика, которому два парня продолжают нести чемоданы, и понимает, что два желания Мишки, которые тот сделал исключительно на благо других, остались в силе.

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Михаил Юзовский
  • Сценарий: Александр Рейжевский, Юрий Томин
  • Оператор: Виталий Гришин
  • Композитор: Вадим Гамалея
  • Текст песен: Евгений Агранович
  • Художники: Людмила Безсмертнова, Александр Вагичев
  • Монтажёр: Янина Боголепова
  • Костюмер: М. Томашевская

Отличия от книги

Фильм снят по мотивам книги, откуда была позаимствована только основная сюжетная канва, с существенными сюжетными отступлениями.

  • Мир волшебника в книге — «вчерашний день» — как бы параллельное пространство, из которого есть только один выход во времени — на рассвете (когда кончается вчерашний день и начинается сегодняшний), в фильме — это, судя по всему, просто остров в океане.
  • У Волшебника в фильме глаза карие. В книге же они — голубые, причём на этом заостряется особое внимание: в большинстве случаев Томин описывает Волшебника, как «мальчика с холодными голубыми глазами».
  • В фильме Мишка упрекает Волшебника в том, что, он, Волшебник, сам по себе не настоящий, он просто случайно заполучил волшебные спички. В книге Мишка упрекает Волшебника за то, что он может «делать всё» только потому, что у него есть спички.
  • Время действия фильма — конец весны, время действия книги — середина весны.
  • В фильме у Мишки появился младший брат Митька, который вместе с ним попадает на остров, и пёс Буран. В книге у него только собака Майда.
  • В фильме Волшебник говорит, что отпустит их домой, если они попросят у него прощения. В книге же выясняется, что, если бы Мишка извинился, Волшебник бы его никуда не отпустил, а превратил в прогулочный катер.
  • В фильме Волшебник пытается склонить Толика к дружбе тем, что грозит превратить его в паука. В книге Волшебник угрожает Толику тем, что может запросто заставить того забыть всю свою семью.
  • В фильме показано, как Волшебник следит за Толиком чуть ли не с самого начала и вмешивается только тогда, когда тот начинает тратить спички на других: мирит родителей, тратит спички на Мишку, а затем вместе с ним помогает людям. В книге его задерживала необходимость пересчитать свой миллион коробков.
  • В фильме Толик тратит на Мишку три спички (даёт ему талант игры на скрипке, устраивает для него концерт, а после избавляет его от всего этого), а затем отдаёт ему оставшиеся спички и раскрывает их секрет. В книге же он ни разу не загадывает на Мишку, а сам Мишка узнаёт о спичках только тогда, когда Волшебник переносит их на остров.
  • В фильме Толик не знает, что друзья заточены, и сначала сам об этом догадывается, потом находит их только случайно. В книге ему в самом начале говорит об этом робот, в том числе о том, где они.
  • В фильме Толик обнаруживает место заточения друга с собакой случайно и продолжает стремиться именно туда, потому что робот ему не разрешает. В книге место заточения описывает робот.
  • В фильме место заточения — первый этаж, окружённый каменной стеной, наверх которой можно зайти по лестнице, а выбираться приходится путём долбления стены вместе с роботом. В книге — двадцатый, из которого выбираться нужно по верёвке, которую закинул робот.
  • В фильме Толик уговаривает робота только логически, «нельзя пройти — пронеси меня на руках». В книге он уговаривает, объясняя, что такое друг и без него ему будет «больно»; роботу дан приказ не делать мальчику больно.
  • В фильме человечность робота проявляется только в конце, когда он отвечает «не буду» на приказ волшебника. В книге робот осваивает человечность — понятия «друг», «смерть», и похвалу за помощь другу в беде — постепенно.
  • Робот Балбес поёт песню про «Привычки нехорошие», в которой намёкается, на то, что когда-то он был человеком, который и создал эти злополучные спички. Из найденных на свалке нехороших привычек он слепил себе сына-заместителя, который, завладев спичками, превратил его в железного робота. В книге же Балбес — обычный робот, созданный Волшебником, а про самого Волшебника подразумевается, что он тоже когда-то был обыкновенным мальчиком, как Толик, потому что он говорит, что ему пришлось потратить множество спичек, чтобы забыть всех своих родных.
  • В фильме робот — бывший отец Волшебника. В книге этого нет.
  • В финале фильма Мишка использует одну из двух последних спичек, желая, чтобы Волшебник никогда не мог воспользоваться спичками. В книге этого нет.
  • В фильме последняя спичка переносит героев в прошлое, где Толик, отказавшись бежать от милиционера, изменяет реальностьПодобная развязка была использована в популярном мультфильме 1960 года «Человечка нарисовал я»: Зайцев-голубь вновь превращается в человека, шокируя пассажиров своим голым видом; при этом сохраняются последствия добрых, альтруистических чудес. В книге ребята попадают домой без спичек, загаданные Толиком желания остаются в силе до тех пор, пока он не находит случайно выпавшую спичку в квартире и не использует её для восстановления статус-кво.
  • В фильме Толик переносит Волшебника в обычный город, завтрашний день. В книге этого нет.
  • В книге Толик находит на полу последнюю спичку и загадывает, чтобы всё вернулось на место и у него, и у Мишки. В фильме этого нет.
  • В фильме лишь даётся намёк на то, что волшебные спички до добра не доведут, в книге же происходят два события:
    • Толик собирается выступить со стихотворением на первомайском празднике, но, выйдя на сцену, обнаруживает, что не помнит ничего из того, что учил, потому что привык учить с помощью спичек. Опозорившись, он уходит со сцены.
    • В фильме ребятам удаётся осилить Волшебника благодаря работе сообща. В книге же Волшебник, столкнувшись с Толиком и Мишкой, обнаруживает, что у него при себе нет волшебных спичек. Он бросается бежать, но Толик догоняет его и валит на землю (Мишка в этом не участвует, потому что у Волшебника загадано желание, что Мишка не может причинить ему какой-либо вред). Тут-то и выясняется, что Волшебник стал настолько зависим от спичек, а также от условий на острове, что физически очень ослаб. (Следует однако иметь в виду, что Толик благодаря спичкам стал самым сильным человеком в мире и оставался таковым и во «вчерашнем дне»).

В ролях

  • Эвалдас Микалюнас — Толик
  • Андрей Харыбин — Мишка
  • Мичислав Юзовский — Митька, брат Мишки
  • Сергей Евсюнин — волшебник
  • Алиса Фрейндлих — мама Толика
  • Олег Табаков — папа Толика
  • Савелий Крамаров — гитарист Зайцев
  • Георгий Светлани — старик с двумя чемоданами
  • Юрий Успенский — робот Балбес
  • Владимир Савин
  • Герасим Воронков
  • Леонид Коронов
  • Вячеслав Цюпа — Чича
  • Александр Иванов — милиционер-регулировщик
  • Светлана Старикова — учительница географии
  • Борис Майоров — тренер хоккеистов
  • Евгений Майоров
  • Николай Сологубов
  • Владимир Шадрин

Формат

Фильм имеет две версии: широкоэкранную для кинопроката в крупных городах и обычную для телетрансляции, а также для кинопроката на периферии. Но, в отличие от «Три плюс два», который по очереди снимался двумя камерами разных форматов, «Тайна железной двери» снимался только в широкоэкранном формате и для трансляции по телевидению был обрезан до формата 4:3. На данный момент только полноэкранная версия, с отреставрированным звуком, издаётся на DVD и выходила на видео. Широкоэкранная показывается только по телевидению.

Тайна железной двери /Детский фильм / Сказка / СССР/ 1970 / Жанр: Cказка Режиссер: Михаил Юзовский Актеры: Эвaльдac Mикaлюнac, Aндpeй Xapыбин, Mитя Юзoвcкий,...

Все видео

Съёмки фильма

Фильм снимали в Москве, а также в Крыму. Начальные и конечные эпизоды снимали на Комсомольском проспекте, на пересечении со 2-й Фрунзенской улицей; Все сцены двора, квартиры, гаражей, хоккейной площадки снимали в г. Севастополе на улице Репина у домов № 28, 30, 32 и 34. Для съёмок вместо волейбольной площадки была построена хоккейная площадка (коробка) — самая большая в городе. Сцены в Крыму снимали в окрестностях Симеиза. Когда Волшебник перенёс Толика на свой остров и Толик приходит в себя — он оказывается в чаше антенны радиотелескопа РТ-22, который находится в Кацивели. Волшебник находится неподалёку и следит за происходящим из здания зеркального телескопа имени Шайна, Крымской астрофизической обсерватории. В качестве застенков Волшебника, где он держит друзей Толика, послужил Инкерманский известняковый карьер. Дом Волшебника был построен в окрестностях горы Кошка.Кино, снятое в Крыму:

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить