КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В омуте Москвы
Русское название | В омуте Москвы |
Жанр | Драма |
Режиссёр | Николай Ларин |
Продюсер | Иосиф Ермольев |
Актёры | Петр Бакшеев Лидия Триденская Иосиф Ермольев Татьяна Куницкая |
Оператор | Луи Форестье |
Компания | Товарищество И. Ермольева |
Страна | Россия |
Время | 23 мин |
Год | 1914 |
«В о́муте Москвы́» — русский немой короткометражный художественный фильм в жанре криминальной драмы. Снят режиссёром Николаем Лариным при участии продюсера Иосифа Ермольева в Российской империи. Впервые продемонстрирован 4 сентября 1914 года. В фильме снялись Петр Бакшеев, Лидия Триденская, Иосиф Ермольев и Татьяна Куницкая. Фильм был первой работой художественного коллектива Иосифа Ермольева.
Сюжет
Фильм представляет собой жизнеописание деревенского парня, попавшего в Москву. Парень по имени Дмитрий устроился половым в городском трактире, затем влюбляется в портниху Улю, а после того, как она рожает ребёнка — бросает её. После этого парень близко сходится с хозяйкой трактира, обворовывает её и после серии кутежей арестовывается и попадает в тюрьму. В это время брошенная им портниха решает покончить жизнь самоубийством и броситься под поезд. Самоубийство не удаётся и её спасает стрелочник, впоследствии женившийся на ней. Через несколько лет с каторги возвращается обокравший трактирщицу парень, и узнав о счастьи стрелочника с брошенной им портнихой, ради будущего собственной дочери решает оставить их в покое .
Критика
Исследователем русского кинематографа Олегом Усенко отмечено, что в фильме «В омуте Москвы» отражено состояние менталитета людей эпохи начала XX века: познание окружающего мира по принципу аналогии, лежащему в основе метафоризации, которая выразилась в фильме в уподоблении человеческого и социального нечеловеческому и природному.
В данном фрагменте Уля бежит, чтобы броситься под поезд, но её спасает путевой обходчик.Все видео
Генеральный продюсер Телеканала «Россия» Александр Акопов в интервью журналу «Искусство кино» в 2000 году указал на то, что советским и российским кинокритиком Неей Зоркой в книге «На рубеже столетий» было продемонстрировано, что «драматический жанр в дореволюционном кино знал одну, но пламенную страсть — историю обольщения, каковое не может состояться без бурных выбросов либидо». Зоркая, как говорит Акопов, наугад взяв несколько картин, продемонстрировала набор событий, образующих такой сюжет, стандартный не в деталях, но по существу. В качестве примера стандартного сюжета ей приведён сюжет фильма «В омуте Москвы»: «Деревенский парень Дмитрий приходит в столицу за „сладкой жизнью“ и, презрев невесту — скромную, добродетельную белошвейку Улю, оказывается в постели хозяйки трактира, где служит половым. Хозяйка, устав от дебошей Дмитрия, выгоняет его, но тот неспособен остановиться и вскоре оказывается на каторге».
Сценарист и автор телепередач Андрей Кокорев и доктор исторических наук Владимир Руга в работе, посвящённой исследованию городского быта Москвы в начале XX века, пишут, что «судя по газетным отчетам, на фильмах вроде „В омуте Москвы“ … залы кинематографов совсем не пустовали». КЖ. 1914. № 5.37
- Фирма приобрела картину И. Н. Ермольева, отзыв о которой в общих чертах мы уже давали. Лента названа «В омуте Москвы». Сюжетом для ленты послужило жизнеописание одного деревенского парня, попавшего в город половым в трактир, влюбляющегося в портниху и бросающего её, как только она стала матерью, сходящегося с хозяйкой трактира и обворовывающего её. Затем идут кутежи на наворованные деньги, кончающиеся тюрьмой. А после тюрьмы встреча с приятелем — лакеем гостиницы, ограбление богатого постояльца и убийство его, а далее каторга. А в это время девушка, брошенная им, желая покончить с собой, бросается под поезд, но её спасает стрелочник и женится на ней. Проходит десять лет. Вернувшийся с каторги герой пьесы попадает на ночлег в сторожку стрелочника и узнает свою прежнюю возлюбленную и дочь. И, чтобы не мешать счастью последней, незаметно уходит. Таков её сюжет. Следует добавить ещё, что лента будет иметь успех у публики.Сине-фоно. 1914. № 11. 25
- Драма «В омуте Москвы» являет собою одно из тех произведений, в которых отражаются темные стороны жизни большого города. Длинная вереница ярких типически выраженных образов проходит перед нами в этой пьесе. Главное место среди них, безусловно, должно быть отведено Авдотье Пименовне, олицетворяющей собою тот бессмертный тип купчихи средней руки, с которым так часто приходится сталкиваться в произведениях Островского. Тупость, мелочность, ограниченность, притом ещё не угасшее желание любить и быть любимой — вот краткая характеристика этих женщин. Очень типичен также образ Дмитрия, сначала скромного полового в трактирном заведении, принадлежащем Авдотье Пименовне, потом любовника последней, нахального, развязного кутилы и наконец преступника. В этих трех стадиях прошла жизнь Дмитрия, и как-то невольно возникает мысль о суетности людских желаний и о том фаталистически неизбежном, что создается известной обстановкой, средой. Трогательно-печален образ девушки, горячо полюбившей и так скоро покинутой тем, кто сулил столько радости и счастья и легко променял её, свою возлюбленную, на беззаботную жизнь в палатах Авдотьи Пименовны. В картине много красочности, неподдельного реализма, и её появление на экране должно быть приветствуемо.ВК 1914. № 86/6. 33-34
- Разрешена к демонстрации за исключением сцены удушения. Разрешена к демонстрации в Швеции для аудитории старше 15 лет.ВК. 1914. № 87/7. 51-->