КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Великая иллюзия


Но война продолжается, и французы уходят. У швейцарской границы они расходятся; прощаясь, Марешаль говорит, что непременно найдёт Эльзу после войны, он убеждён в том, что нынешняя бессмысленна война — последняя. «Это иллюзия», — отвечает Розенталь.

Их замечают немецкие пограничники, открывают огонь, но поздно: беглецы уже пересекли границу — чтобы вернуться во Францию и воевать дальше…

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Жан Ренуар и Шарль Спаак
  • Режиссёр — Жан Ренуар
  • Оператор — Кристиан Матра
  • Композитор — Жозеф Косма
  • Продюсер — Альберт Пинкович

В ролях

Значение

В фильме нет ни одной батальной сцены, гибнет лишь один из героев, да и то не в бою, тем не менее «Великая иллюзия» до сих пор считается одним из наиболее выдающихся антивоенных фильмов.

Полная версия здесь: http://video.yandex.ru/users/nl963/collection/1/ Джордж Кавассилас: "Наш путь и Великая иллюзия", откровение 2009 года. Настоящая сенсац...

Все видео

Несмотря на успех у зрителей, жюри Венецианского фестиваля 1937 года всё же не решилось присудить фильму Гран-при (хотя, по некоторым данным, фильм понравился Муссолини) и изобрело для него специальный утешительный приз — за лучший актёрский ансамбль.

Фильм был запрещён в нацистской Германии министром пропаганды Йозефом Геббельсом, который назвал его «кинематографическим врагом № 1» и призвал своего итальянского коллегу сделать то же самое, что и последовало. Считалось, что все европейские копии были уничтожены нацистами, но американские войска нашли негатив в Мюнхене в 1945 году (сохранили его, как ни странно, сами немцы). Лента была восстановлена.

История создания

Жан Ренуар в годы Первой мировой войны, как и герои фильма, был военным лётчиком и разделял иллюзии многих представителей своего поколения, полагавших, что другой такой войны уже не может быть. Обратиться к воспоминаниям молодости в середине 1930-х годов его заставило приближение новой войны: нацистское руководство Германии в то время уже не скрывало своих реваншистских устремлений. По свидетельству самого Ренуара, три года он безуспешно искал поддержки для своего проекта, и в конце концов пришлось представить «Великую иллюзию» как приключенческий фильм о побеге из плена. Но даже те спонсоры, которых Ренуару удалось найти, не верили в успех фильма, что сказалось на его финансированииЦит. по: .

Когда в 1936 году Ренуар приступил наконец к работе над «Великой иллюзией», на его счету было уже два десятка немых и звуковых фильмов, в 1930-х годах он был одним из ярчайших представителей «поэтического реализма»; но фильмы его в целом неоднозначно воспринимались как критикой, так и публикой. «Если „Великая иллюзия“ понравилась сразу и повсюду, — писал впоследствии Франсуа Трюффо, — то прежде всего потому, что это единственный фильм, где Ренуар слегка поступился поэзией ради психологии».

«Великая иллюзия» резко отличалась от пропагандистских фильмов военных и первых послевоенных лет: в ней отсутствовал образ врага; Ренуар в своём фильме исходил из убеждения, что классовые различия разделяют людей в большей степени, чем национальные; позже он писал: «Если французский крестьянин окажется за столом с французским финансистом, этим двум французам будет нечего сказать друг другу. Но если французский крестьянин встретит китайского фермера, они найдут, о чём поговорить». Эта установка и определяет взаимоотношения героев фильма .

Своим успехом «Великая иллюзия» не в последнюю очередь была обязана и превосходному исполнительскому составу. Роль Рауффенштайна первоначально предназначалась для театрального актёра и режиссёра Луи Жуве, но, связанный другими обязательствами, Жуве был вынужден отказаться. В результате Ренуар пригласил своего любимого кинорежиссёра Эриха фон Штрогейма, из-за невостребованности в Голливуде оказавшегося в конце 1936 года во Франции. Многоопытный режиссёр и сценарист побудил Ренуара внести ряд изменений в сценарий; именно Штрогейм, как впоследствии с благодарностью вспоминал Ренуар, внёс в фильм элементы стилизации ; для самого же Штрогейма, как для актёра, роль Рауффенштайна стала звёздным часом.

Награды

Из-за своей животрепещущей темы фильм получил огромный резонанс. Он завоевал премию Венецианского кинофестиваля (1937), премию Национального совета кинокритиков США (1938) и другие награды. Он был номинирован на «Оскара» как лучший фильм года, хотя в этой номинации премия присуждалась только фильмам на английском языке.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить