КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Война миров (фильм, 1953)


После захвата марсианами стратегических земных пунктов обороны в Вашингтоне решают пойти на крайнюю меру и нанести по врагу ядерный удар. В окрестностях Лос-Анджелеса, на месте первой высадки марсиан на них со стратегического бомбардировщика сбрасывают самую мощную из имеющихся в земном арсенале атомных бомб. Всё бесполезно — противнику не нанесено никакого урона. Крупнейшие города Земли лежат в руинах. Начинается бегство жителей из Лос-Анджелеса. Обезумевшие горожане выбрасывают Форрестера с последнего грузовика и он вынужден остаться в городе брошенном жителями. В небольшой церкви Форрестер находит Сильвию. Начинается наступление летающих тарелок и все оставшиеся в живых ожидают скорой смерти, но, неожиданно, марсиане останавливаются и их корабли замирают. Все инопланетяне оказываются мертвы – они погибли от воздействия земных микроорганизмов, так как у них не было иммунитета. Последняя реплика диктора за кадром относит спасение к чудесному божественному провидению, спасшему людской род от полного истребления.

Оценка

Критика и восприятие

Картина была, в целом, с одобрением воспринята аудиторией и успешна в прокате. Оценка критики была противоречивой. Вполне органично смотрелся перенос сюжета романа Уэллса в современную американскую действительность. В фильме весьма профессионально были использованы, тогда ещё относительно новые, возможности цветного кино. Журнал Variety назвал картину одним из лучших обращений Голливуда к жанру кинофантастики своего времени. Отдельного упоминания заслужили спецэффекты. Сцены атаки инопланетян, уничтожения людей производили большое впечатление на зрителей. Импровизационно возникший сюжетный ход, связанный с нарочито невнятным изображением пришельцев, оказался весьма удачным и добавил саспенса настроению всего фильма. Дочь художника-постановщика картина Диана Гемора, которая помогала отцу создавать образ инопланетянина, вспоминала: «Я испугалась до смерти, увидев марсианина на экране, хотя участвовала в процессе его создания от начала до конца».

Актёрскую игру в фильме трудно отнести к лучшим образцам жанра, в сущности, актёры отрабатывали стандартные клише голливудских картин: мужественный учёный, его привлекательная подруга, жесткий генерал. Босли Кроутер невысоко отозвался об актёрской игре и о сценарии, отметив то, что пришельцы и спецэффекты затмили собой диалоги. Впрочем и сам режиссёр, остался не особенно доволен исполнительским мастерством Энн Робинсон. Актриса в поздних интервью признавалась в том, что так никогда и не прочитала роман Уэллса.

The War of the Worlds (1953) Trailer.

Все видео

Тема войны и гонки вооружений заметна в сценарии картины и перекликается с лейтмотивом критики империализма викторианской эпохи в книге Уэллса. Намёки на холодную войну, недавно прошедшие испытания ядерного оружия в СССР — были очень близки настроению типичного американского зрителя. Религиозный пафос, сопровождающий картину до последней минуты, большинство специалистов нашло чрезмерным и выдающим в ней явное пропагандистское начало. Священник, делающий совершенно бесполезную попытку вразумить марсиан чтением псалма, демонстрирует избитый в 1950-е годы штамп. Заканчивается картина нравоучительной фразой воздающей должное божественному провидению, не забывшему создать на земле микробы. Это ещё раз подчёркивало то, что в годы холодной войны религия была важным идеологическим оружием.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить