КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Высоцкий. Спасибо, что живой


  • Игорь Шулинский, главный редактор журнала «Time Out Москва»:

Он (фильм) получился страшно западным, и прежде всего на ум приходят Хантер Томпсон и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Конечно, здесь нет той ироничной образности и свободы, что у Гиллиама, и «Высоцкий» вышел гораздо более традиционно голливудским, но фильму удалось сработать как разжатой пружине. Можно было создать фильм о противостоянии героя и общества. Можно было — о герое-любовнике, русском Серже Генсбуре. Но фильм умело обходит эти темы. «Высоцкий» — об аде в душе, об исчерпанности человека, когда ему нечего больше сказать, о героине — наркотике, который является метафорой успокоения, страшного успокоения. Но в последний год жизни Высоцкого это была не метафора, а ежедневная практика. Я слышал замечание, что сделать об этом фильм — величайший цинизм. По-моему, величайший цинизм — это обмазывать Высоцкого мёдом и делать из него памятник.

  • Кинокритик Алексей Першко

Никита Высоцкий (а надо полагать, именно он был мотором всего проекта «Высоцкий. Спасибо, что живой») создал уникальный прецедент: с одной стороны, его экранный Высоцкий — образчик симулякра высочайшего класса, с другой, вся лента — скромная и выдержанная дань памяти его выдающемуся отцу. Трюк с сокрытием имени исполнителя главной роли… на деле сыграл ленте на руку: кто бы ни играл Владимира Семёновича, он со своей сверхсложной задачей справился, да и зритель в раздумьях об идентичности экранного Высоцкого, его исполнителя и Высоцкого реального, как-то и не замечает, как постепенно втягивается в действие ленты. Которая, кстати сказать, вполне может быть понятна и человеку, который и не подозревал о существовании Высоцкого: сценарист Никита Высоцкий позаботился о том, чтобы лента могла восприниматься и как история отношений художника и власти (и то, что разворачивается она в Советском Союзе, лишь дань исторической правде — могла она иметь место в любом уголке мира), и как история стремления незаурядной личности к свободе. Можно (и, наверное, нужно) увидеть в фильме и историю любви — к женщине, к семье, ко всем своим близким. Причём любви не в выхолощенном понимании, навязываемом бесконечным телевизионным мылом и не менее бесконечным Голливудом, а в понимании человека, задающего себе вопросы и о (пардон за пафос) смысле жизни, и о природе собственного творчества. И здесь вполне уместно было бы заметить, что авторам фильма удалось избежать излишней идеализации Владимира Семёновича… И в любом случае, фильм, в котором играют такие актёры, просто по определению не может быть плохим — от Панина, Леонидова, Смолякова, Урганта, Ильина и того человека, который сыграл Высоцкого, порой просто невозможно оторвать глаз.

  • Кинокритик Александр Рутковский:

Существует множество разных причин, по которым надо обязательно посетить самую громкую кинопремьеру последних дней — «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова. И есть только один резон, по которому эту картину ни в коем случае смотреть не следует… Редчайший случай: налицо рекламное соблазнение, поддаться которому не только не стыдно, но и благотворно. Более того, откапывание фигуры Высоцкого из-под позднейших культурно-исторических напластований кому-то, пожалуй, и самого повода для такой археологии может показаться дороже. Помянули артиста-вольнолюбца явно бокс-офиса ради, а попали в самую точку. Причём во многом — болевую… Этим в действие фильма была изначально внесена необычная и жутковатая нота, которая всё время тревожит впечатлительного зрителя и требует от него внутренних объяснений. Странный, небывалый прежде род саспенса. И этот ход — сам по себе, вне его маркетинговых и моральных оценок — оригинален и достоин всяческих похвал. Как и изумительное мастерство художников-гримёров, обеспечивших его. И актёрское мастерство того, кто бы ни жил по фильму в «шкуре» нашего дорогого покойника…

Высоцкий: тайна создания.

Все видео

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить