МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Альмухаметов, Газиз Салихович


Альмухаметов в 1920 году занимался в Народной консерватории в Ташкенте, считая необходимым освоить музыкально-теоретические предметы, позднее консультировался в консерватории в Москве. Он достиг всего постоянным самообразованием — много читал, общался с талантливыми писателями, артистами, музыкантами.

1922—1929

Пишет эскизы оперы «Сания» на либретто татарского писателя Фатиха Амирхана. В том же году Газиз едет в Казань, где вместе с более опытными музы­кантами Султаном Габяши и Василием Виноградовым продолжает работать над «Санией». Для того времени это был очень смелый шаг, когда ни в Казани, ни в Уфе не было оперных театров.



Все видео

В 25 июня 1925 г. в Казани состоялась премьера «Сании». Большой ус­пех окрылил авторский коллектив. За первой татарской оперой последовала вторая — «Эшче(Рабочий)». Обе оперы получили большой отклик: партитура «Сании» и фотографии авторов и исполнителей экспонировались на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне, а «Эшче» была показана летом 1930 г. в Москве на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.

1929—1937

В 1929 году к 10-летию БАССР Газиз Салихович в соавторстве с Габяши и Виноградовым написал торжественный марш «Башкортостан». Он исполнялся в правительственном концерте для делегатов VII Всебашкирского юбилейного съезда Советов. Певец пел на этом концерте, проходившем во Дворце труда и искусств. На этом съезде было принято решение о присуждении певцу звания «Народный артист БАССР» и приглашении Альмухаметова на работу в Башкирию.

Газиз Салихович окончательно переезжает в Уфу, где начинается бурная и многогранная деятельность талантливого музыканта. Вслед за своим другом в Уфу приезжает и Султан Габяши.

В Уфе Газиз Альмухаметов выступает с концертами, пишет музыку, развивает бурную деятельность по созданию башкирской национальной студии при Московской консерватории. В поисках одаренных певцов он выезжает в районы республики. В Уфе же он дважды тяжело переболел тифом. Две его дочери умерли в младенческом возрасте.

В своих концертных поездках и экспедициях по сбору фольк­лора Газиз Салихович продолжал поиски новых талантов для оперной студии, становясь наставником многих будущих масте­ров: певцов, музыкантов, композиторов. Среди них Бану Валеева, Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина-Сыртланова, Асма Шаймуратова, Марьям Габдрахманова, Муслима Мусина. Окончив башкирскую студию при Московской государственной консерватории, каждый из них внёс свою лепту в развитие музыкального искусства, культуры родной республики.

Альмухаметов не ограничивал свой репертуар народными песнями, классическими романсами и ариями, а создавал также собственные оригинальные вещи. Его баллада «Зловещий ветер» — одно из первых сочинений в этом жанре в башкирской и татарской музыке. Своеобразна песня «На смерть Маяковского», очень популярна была лирика: «Лодки», «Пишу песни», «На берегу Агидели».

Альмухаметов готовил национальный репертуар для будущего оперного театра. Им были заказаны новые оперы С. Габяши, А. Ключареву. Переводились на башкирский язык итальянские — «Тайный брак» Чимарозы и «Прекрасная мельни­чиха» Паизиелло.

За полгода до открытия Башкирского оперного театра Газиза Салиховича не стало, он был арестован 12 декабря 1937 года. В тюрьме он пел перед решеткой для всех заключенных, пел, не страшась, что за это получит карцер. В то время, когда он исполнял песни «Урал» и «Буранбай», другие заключенные никого не подпускали к нему близко, он мог спокойно закончить песню».

Альмухаметов Газиз Салихович был расстрелян 10 июля 1938 года, реабилитирован в 1957 году.

Память

В 1968 учрежден Республиканский конкурс молодых певцов на приз им. Газиза Альмухаметова

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить