МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Ансамбль Дмитрия Покровского


НазваниеАнсамбль Дмитрия Покровского
Годы1973 — наст. время
СтранаСССР
ГородМосква
Языкрусский
ЖанрыНародная музыка
Джаз

Ансамбль Дмитрия Покровского — экспериментальный ансамбль, созданный в 1973 году музыкантом, педагогом и учёным-исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским (1944—1996) при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Первым в СССР и России объединил богатые традиции народной, национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. Неповторимость Ансамбля Дмитрия Покровского как в безукоризненном владении стилями и понимании самой сути фольклора, так и в умении донести его, сделать событием культуры, в том числе и на межнациональном уровне.

История коллектива

Дмитрий Покровский и Ансамбль народной музыки в музыкальном телефильме "Золотая пластинка"

Все видео

1973—1996 годы

Коллектив был создан из профессиональных музыкантов, участниками первого состава были: Д. Покровский, Т. Смыслова, А. Данилов, Н. Михалёва, В. Петров, В. Попов, В. Потравнов. Уже после первых выступлений молодого ансамбля идеологи официальной культуры СССР объявили, что «экспериментальный народный хор при фольклорной комиссии Союза композиторов в своих экспериментах „фольклорнее“ самих народных певцов, а его руководитель — самозванец и кустарь-одиночка без мотора (читай — без научной степени)». Талант общения Д. Покровского и его коллектива со зрителем недоброжелатели предпочитали считать дешёвой популярностью. Однако музыканты продолжали поиски своего стиля, звучания, природной энергетики народной культуры. Так, в 1980 году ансамбль начал исследование и возрождение традиционной вертепной драмы — народного представления, рождественского увеселения, чаще всего состоящего из двух частей: собственно рождественской мистерии и музыкальной комедии с региональным колоритом.

Творчество талантливых исполнителей привлекло внимание режиссёра Театра на Таганке Юрия Любимова. Этот театр имел тогда репутацию наиболее авангардного театра страны, а спектакли Ю.Любимова пользовались огромным успехом у интеллигенции и советских «диссидентов». Он пригласил ансамбль к участию в создании музыкальной составляющей спектакля «Борис Годунов». Однако после первых представлений постановка в 1983 году была запрещена (возобновлена в 1988 году). С растущим авторитетом и популярностью коллектива его привлекали к работе театральные режиссёры: С. Юрский, В. Фокин, К. Гинкас, М. Левитин, И. Райхельгауз, Л. Додин, а также кинематографисты: Н. Михалков, Э. Климов, М. Швейцер и многие другие.

По замыслу своего руководителя, ансамбль являлся не только исполнительским коллективом, но и лабораторией по изучению русского фольклора. Дмитрий Покровский и его артисты осуществили множество экспедиций в разные регионы страны, собрав огромный аудио-видео архив. Многие культурные явления, зафиксированные на пленках, к сожалению, уже полностью исчезли. В настоящее время этот архив является собственностью ансамбля, с ним ведется постоянная работа.

В 1986 году Пол Уинтер — известный саксофонист, рукодитель ансамбля «Paul Winter Consort», в будущем — шестикратный лауреат премии «Грэмми», создатель целого направления «экологического» джаза, приехал в СССР для записи на озере Байкал звуков живой природы, которые он использовал при создании своих музыкальных композиций. Уже в том же году он дал в Московском государственном университете первый совместный концерт с ансамблем Дмитрия Покровского. Годом позже был реализован общий проект — грампластинка, названная «Earthbeat» («Пульс Земли»).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить