МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Бюнуа, Антуан
Антуан Бюнуа́ (Busnois, Busnoys; ок. 1430 — 1492, Брюгге) — французский композитор. После смерти Гийома Дюфаи был наиболее значительным представителем бургундской (первой нидерландской) школы.
Биография
Родился, возможно, в небольшой деревне Бюн (Busnes) на севере Франции. О ранних годах (в том числе, о начальном музыкальном образовании) Бюнуа исторических свидетельств не сохранилось. В 1461 упоминается как капеллан кафедрального собора в Туре и зачинщик избиения тамошнего священника. За эту драку Бюнуа был отлучен от церкви, но позже был прощён папой римским. В 1465 упоминается в связи с аббатством св. Мартина Турского (также в Туре, не сохранилось), где в то же время работал казначеем Йоханнес Окегем. В 1465-66 капельмейстер церкви св. Илария Пиктавийского в Пуатье. С 1467 певчий при дворе Карла Смелого, с 1470 член придворной капеллы герцога. В 1467 написал мотет «In hydraulis», где воздал хвалы Окегему, но также не забыл и себя:
Ты, Окегем,— главный запевала
Во всем французском королевстве.
Заслышав порою отзвуки твоего искусства
В пенатах герцога бургундского,
Я, Бенуа, недостойный музыкант
Светлого графа Шароле (Charolais)
Воздаю тебе должное по заслугам твоим,
Великий как Кифа, триумфальный столп,
Прощай, верный отблеск Орфея!
Предположительно сопровождал отчаянного герцога во всех его сражениях, кроме трагического последнего. После смерти Карла Смелого (в 1477) до 1483 продолжал служить при дворе Максимилиана I (зятя Карла). О поздних годах Бюнуа ничего неизвестно. Последний исторический документ, датируемый ноябрем 1492, упоминает его как недавно почившего капельмейстера кафедрального собора в Брюгге.
Основной (рукописный) источник музыки Бюнуа — так называемый Дижонский песенник (Dijon Chansonnier, датируется 1470-75 гг.).
Творчество
Автор трёх четырёхголосных месс (в том числе, возможно, первой на популярнейшую французскую шансон «L’homme armé»), мотетов, многоголосных обработок гимнов, антифонов и песнопений проприя, многоголосных песен преимущественно на французском языке (рондо́, баллад, виреле), в том числе знаменитой «Fortuna desperata» (и трёх её контрафактур). Авторство ряда сочинений Бюнуа оспаривается. Мотет «Плач на смерть Дюфаи» (1474), а также некоторые другие сочинения Бюнуа утрачены.
Стилистически музыка Бюнуа ближе Окегему (с которым, вероятней всего, он был знаком), чем Дюфаи. У Бюнуа почти нет следов фобурдона, откровенно культивируется благозвучие, широко используются оба трезвучия (хотя в ультимах главных каденций по-прежнему преобладает конкорд квинтоктавы), в том числе параллельные, однако эксперименты в «пограничных» областях гармонии (например, в хроматике) для него не характерны. Бюнуа — искусный полифонист; он постоянно и весьма изобретательно (в том числе, с использованием синкоп и других приёмов ритмической игры) использует имитацию, в многоголосных песнях нередки каноны в унисон. При этом полифоническая техника никогда не перегружает многоголосную фактуру, которая остаётся прозрачной и хорошо прослушивается.
Список сочинений
Мессы
- Missa L’homme armé (a4);
- Missa Patrem Vilayge (a4);
Магнификат шестого тона;
Мотеты и церковная музыка
- Ad coenam agni providi;
- Anima mea liquefacta est / Stirps Jesse;
- Conditor alme siderum;
- In hydraulis (посвящён Йоханнесу Окегему);
- Regina caeli (I);
- Victimae paschali laudes.
Светская музыка
- Acordes moy;
- Amours nous traicte / Je m’en vois;
- Au gré de mes iculx;
- Au povre par necessité;
- Bel acueil;
- Ce n’est pas moy;
- C’est vous en qui;
- Corps digne / Dieu quel mariage;
- En soustenant;
- En voyant sa dame;
- Faictes de moy;
- Fortuna desperata;
- Ha que ville;
- Ja que lui ne;
- J’ay pris amours tout au rebours;
- Je ne demande aultre degré;
- Je ne puis vivre ainsi;
- Laissez dangier;
- L’autrier que passa;
- Le monde a tel;
- Maintes femmes;
- Ma tres souveraine princesse;
- Mon mignault / Gracieuse, playsant;
- On a grant mal / On est bien malade;
- Pucellotte;
- Quant vous me ferez;
- Quelque povre homme;
- Seule a par moy;
- Terrible dame;
- Ung grand povtre homme;
- Vostre beauté / Vous marchez;
Сочинения, приписываемые Бюнуа (выборка)
- Месса L’ardent desir (L’ardant desir);
- Месса Quant ce viendra;
- Магнификат восьмого тона;
- Мотет Incomprehensibilia / Praeter rerum ordinem;
- Светские многоголосные песни:
- Amours fait moult / Il est de binne heure né /Tant que nostre argent dura;
- Et qui la dira;
- Il sera pour vous canbatu / L’homme armé;
- Je suis venu;
- Quant ce vendra (приписана в рукописи Dijon MS 517);
- Se brief puis.