МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга


Госуда́рственная академи́ческая капе́лла Санкт-Петербу́рга — концертная организация Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр. Имеет свой концертный зал.

Разговорное употребление слова «Капелла» может относиться отдельно к хору Капеллы или к хору вместе с оркестром («Капелла уехала на гастроли в Курск»), к концертному залу («В Капелле сегодня выступает Терем-квартет»), а также к Хоровому училищу, в прошлом являвшемуся частью Капеллы («Евгений Колобов окончил Капеллу в 1963 году»).

История

24 июня, Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга Концерт "Услышь меня, хорошая" Смоленский оркестр народных инструментов им. В.П. Дубровского ...

Все видео

1476, указом Ивана III образован Хор Государевых певчих дьяков в Москве.

1479 к Хору Государевых певчих дьяков добавлены малолетние певчие.

12 августа 1479 Хор государевых певчих дьяков участвует в освящении первого каменного храма Московского кремля — Успенского собора.

1564, Хор государевых певчих дьяков участвует в закладке Никитского собора Никитского монастыря.

2 мая 1703 певчие участвуют в молебне по случаю взятия шведского города Ниеншанц. 16 мая 1703 Хор государевых певчих участвует в торжественном богослужении, посвящённом закладке Санкт-Петербурга.

1810, Капелла располагается в комплексе зданий на наб. р. Мойки, 20, перестроенных в 1886—1889 по проекту Л. Н. Бенуа. Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе по своей акустике.

1816, директор Капеллы получает право осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки.

В 1856 при Капелле открыты регентские, а в 1858 инструментальные классы, на основе которых в 1946 создано Хоровое училище. В числе педагогов Капеллы до начала XX в.: М. Глинка, Г. Ломакин, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. И. Соколов.

1920, в хор Капеллы, изначально состоявший из мужчин и мальчиков, введены женские голоса, а в Хоровое училище в течение нескольких лет принимали девочек.

1944, часть эвакуированных воспитанников Капеллы переехала в Москву, где на их основе создано Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени А. В. Свешникова).

1954, Капелле и Хоровому училищу при ней присвоено имя Глинки. С 1955 Хоровое училище и его хор мальчиков являются самостоятельной организацией (с 1986 по адресу Мастерская ул., 4).

1991, при Капелле создан симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр — Александр Чернушенко).

Названия

  • Хор Государевых певчих дьяков (с 1479)
  • Придворный хор (с 1701)
  • Императорская Придворная певческая капелла (с 15 октября 1763)
  • Петроградская Народная хоровая академия (с 3 августа 1918)
  • Петроградская Государственная академическая капелла (с 19 октября 1922)
  • Ленинградская Государственная академическая капелла (с 26 января 1924)
  • Ленинградская Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки (с 27 мая 1954)
  • Певческая капелла Санкт-Петербурга (с 6 июня 1991)
  • Государственное учреждение культуры «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга»

Управляющие Капеллой до Революции

  • Полторацкий Марк Федорович (1763 — 24 апреля 1795)
  • Бортнянский Дмитрий Степанович (11 ноября 1796 — 27 сентября 1825)
  • Дубянский Дмитрий Михайлович (15 октября 1825 — 12 декабря 1825)
  • Львов Фёдор Петрович (20 марта 1826—1836)
  • Львов Алексей Фёдорович (1837—1861)
  • Бахметев Николай Иванович (1861—1883)
  • Балакирев Милий Алексеевич (1883—1894)
  • Аренский Антон Степанович (1895—1901)
  • Смоленский Степан Васильевич (1901—1903)
  • Кленовский Николай Семёнович
  • Соловьёв Николай Феопемптович (1906—1912)
  • Гроздов Христофор Николаевич

Художественные руководители Капеллы в XX в

  • Смирнов Степан Александрович (1878—1903)
  • Богданов Палладий Андреевич (1903—1919)
  • Климов Михаил Георгиевич (1919—1935),
  • Данилин Николай Михайлович (1936—1937),
  • Свешников Александр Васильевич (1937—1941),
  • Кудрявцева Елизавета Петровна (1935—1936, 1941—1944, 1953—1955),
  • Дмитревский Георгий Александрович (1944—1953),
  • Анисимов Александр Иванович (1955—1965),
  • Минин Владимир Николаевич (1965—1967),
  • Козлов Фёдор Михайлович (1967—1972),
  • Михайлов Авенир Васильевич (1972—1974),
  • Чернушенко Владислав Александрович (с 1974 по наст. вр.).

Администрация в XX—XXI вв

  • Выходцева, Евгения Дмитриевна (1967—1972)
  • Лавров, Виталий Константинович
  • Колчин, Евгений Евгеньевич (2001—2006)
  • Хомова, Ольга Сергеевна (с 2006 по настоящее время)

Здание

Капелла занимает комплекс зданий, выходящий одной своей стороной на набережную реки Мойки, д. 20, а другой на Большую Конюшенную улицу, д. 11. Современный вид зданию придал архитектор Леонтий Бенуа в результате капитальной перестройки 1886—1889. В середине XVIII века здесь находился деревянный загородный дом гоф-хирурга Х. М. Паульсена. В 1773 году этот дом был продан архитектору Ю. М. Фельтену, который вскоре вместо него построил каменный особняк, где сам и поселился. Леонтий Бенуа при перестройке частично использовал здание Фельтена.

Благодаря соседству с Певческой капеллой получил своё название Певческий мост.

В сентябре 1941 во время фашистской бомбардировки одна из неразорвавшихся бомб расколола Царский павильон Капеллы, после чего он был снесён. В 2000 по проекту архитектора В. Н. Вороновой Царский павильон построен заново.

Архитекторы, участвовавшие в перестройках:

  • Фельтен Юрий Матвеевич (1777);
  • Руска Луиджи Иванович (1810);
  • Шарлемань Людвиг Иванович (1830, 1836—1837);
  • Виллерс Пётр Лукич (1830, 1834);
  • А. К. Кольман (1851—1852, 1857);
  • Кузьмин Роман Иванович (1857);
  • Бенуа Леонтий Николаевич (1886—1889, 1910);
  • Гейслер Михаил Фёдорович (1900);
  • Воронова Валентина Николаевна (2000).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить