МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Merzbow


Полное имяАкита Масами
Дата рождения19.12.1956
Годы активности1979–настоящее время
СтранаЯпония
ЖанрыНойз
Дарк-эмбиент
Экспериментальная музыка
Индастриал
ПсевдонимыMerzbow
ЛейблыImportant, Misanthropic Agenda, Relapse Records, Lowest Music & Arts, ZSF Produkt, другие

стиль

Мэруцубау — основной проект японского нойз-музыканта , сочиняющего бескомпромиссные, хаотичные, тотально бесструктурные, но в то же время абсолютно свободные и спонтанно-чувственные шумы. Мерцбау — так назвал свои постройки немецкий художник-дадаист и архитектор Курт Швиттерс. Свой стиль Швиттерс называл мерц (от Kommerz — «коммерция»), и «мерцем» могло быть много чего — статуи, книги, еда.



Все видео

Акита использовал нехитрый метод «материального воздействия» (material action): он подносил микрофон к колонке, подключенной к усилителю, в канале возникала обратная связь (feedback), и раздавались гул, шум, скрежет, визг. Если в микрофон в это время произвести какой-нибудь звук, то звук этот будет искажаться и станет шумом.

Позже Акита делает несколько альбомов, которые называет «Пена», или «Подонок» («SCUM» — Scissors Cutting Up Music («Ножницы, нарезающие музыку»)), разрезая плёнки с готовыми альбомами и снова склеивая куски, но в случайном порядке, пока не получится нечто иное.

Рассказывая о своём творчестве, Акита, как правило, упоминает два неразделимых понятия — эротики и бессознательного. Он рассматривает шум как бессознательное состояние музыки, которое не связано с символами и средствами общения, и проводит этим параллель с эротикой — также бессознательным, архетипичным чувством.

На творчество Акиты оказали влияние психоделическая музыка, прогрессивный рок и фри-джаз. Альбом Aqua Necromancer (1998), к примеру, строится на семплированных партиях ударных из композиций прогрессив-рока, а Door Open at 8 a.m. (1998) включает семплы из фри-джаза.

Merzbow делал множество совместных проектов с таким звездами андеграундной сцены как Дженезис Пи-Орридж (экс-Throbbing Gristle, Psychic TV; альбом A Perfect Pain (1998)), Алек Эмпайр (Atari Teenage Riot), Майк Паттон, Элиот Шарп, Твигги Рамирес (бас-гитарист Marilyn Manson), Gore Beyond Necropsy, Масонна, Smegma и пр.

Акита также и публицист, пишущий книги с говорящими названиями: 『アナル・バロック』 («Анальное барокко»), 『ヴィンテージ・エロチカ』 («Винтажная эротика»), 『ラブ・ポジション』 («Любовная позиция»), 『ノイズ・ウォー―ノイズ・ミュージックとその展開』 («Война шумов: нойз и его развитие»).

История

В 1979 Акита создаёт свой собственный лейбл «Lowest Music & Arts», на котором будет издавать кассеты со своей музыкой. А в 1981 при поддержке итальянского нойз-музыканта Маурицио Бьянки, он создает второй лейбл — «ZSF Produkt».

Вплоть до конца 80-х Масами Акита отрицательно относился к идее «живого» выступления.

В конце марта 1988 года Merzbow выступает в СССР, в Хабаровске, на фестивале джаза, импровизационной, электроакустической и экспериментальной музыки ДЖАЗ-НА-АМУРЕ '88 (на котором также выступили академические «электронные» композиторы: из Токио (Кадзуо Уэхара, квази-нью-эйдж) и Новосибирска (Юрий Юкечев, зав. кафедрой композиции НГК; improvised electroacoustics). Появление Merzbow стало возможным только благодаря инициативе продюсера фестиваля (который представил его как носителя идеи Lo-Fi, бедного музыканта, страдающего от ужасов капиталистической эксплуатации) и политической и экономической поддержке местного комсомола. Чтобы избежать запретов, продюсеру пришлось предварительно скрыть эротическую часть творческого кредо Масами Акиты, «самурайские» обложки его LPs, и саму его музыку. Выступления сопровождались совместно поставленным видеорядом. Продюсер, приглашённые «звёзды» советской импровизационной музыки и рОковая молодёжь приветствовали выступление; исполнители джазового мейнстрима были возмущены; часть «обычной» публики не выдержала громкости звука — поэтому продюсеру пришлось попросить Merzbow сыграть «чуть музыкальнее» на втором концерте для совершенно неподготовленных к эстетике шума советских людей. Данные выступления оказались целым рядом прецедентов: первые масштабные публичные (в залах на 750 и на 1000 мест, в том числе во Дворце Офицеров КДВО) выступления Merzbow, первое заграничное выступление Merzbow, первый публичный показ noise music в СССР, и — вероятно, один из немногих столь публичных показов noise music. Эти концертные записи были затем обработаны Акита и выпущены вскоре как Live in Khabarovsk, CCCP (I’m Proud by Rank of the Workers) LP — и как CD 26 из Merzbox позже (причём содержание "сырых" концертных записей впервые было произвольно модифицированы Акитой для LP, CD включает уже дальнейшую их модификацию, а оригинал не сохранился).

В конце августа 1989 г., в студии в центре Токио, Merzbow устроили сессию звукозаписи с гостями из Хабаровска — этноджазовым квартетом «Дальний Восток» Виктора Бондаренко.

И в Хабаровске (1988) и на сессии в Токио (1989) Merzbow (Акита, Мизутани) продемонстрировали пример «классических аналоговых технологий концертного noisemaiking»: расстроенная гитара, ударная установка, множество микро-объектов — источников звукоизвлечения, небольшие пружины в центре чашеобразных отражателей, большие алюминиевые кофры со струнами внутри (и звукоизвлечением с помощью смычка), и т. п., наряду со «съёмом» звука с помощью пьезозвукоснимателей и близко расположенных микрофонов, и «живой» обработкой его через «старомодные» аналоговые американские фазз, ринг-модулятор и т. п., при активной импровизационной манере исполнения.

В 1990 прошёл его первый концертный тур по США. Выступления проходили в студенческих клубах и не были прибыльными.

В 2000 году лейбл «Extreme» выпустил «Merzbox» — бокс-сет из 50 компакт-дисков «Merzbow», из которых 20 ранее не издавались. В этот проект также вошли открытки, стикеры, постеры, лыжи, CD-ROM, медальон и т. д.

В 2002 «Merzbow» выпустил альбом «Merzbeat», где отошёл от своего фирменного сырого и абстрактного саунда в пользу более ритмичной, основанной на бите музыки. В том же ключе сделаны альбомы «Merzbird» (2004) и «Merzbuddha» (2005). В последние годы Акита стал использовать все больше цифрового оборудования, в настоящее время на концертах он исполняет музыку с помощью двух ноутбуков (чем вызывает недовольство «истинных ценителей» нойза). Также он переключился и на политическую активность, связанную с защитой прав животных (кстати, несколько композиций «Merzbow» включают голоса его домашних цыплят). В марте 2004г Акита впервые выпускает диск на территории СНГ в России на лейбле Tantric Harmonies Merzbow — Offering очень странный альбом для Merzbow, ибо музыкально он скорее похож на Dark Ambient, далее — в 2005 2CD Box — Early Computer Works / Scene выходит микроскопическим тиражом в 100 копий на московском лейбле Waystyx, а также в этом же году CD — Sence выходит отдельно. В 2006 г. последовало переиздание альбома Venereology на коммерческом лейбле Irond, и только потом в 2007 году украинским лейблом Quasi-Pop Records издаётся новая работа «Peace For Animals».

Творческие работы (неполный список)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить