МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Окегем, Йоханнес


ИмяЙоханнес Окегем
Оригинал имениJohannes Ockeghem
Дата рожденияв периоде 1410—1430
Дата смерти6.2.1497
Профессиикомпозитор, певец, капельмейстер
Жанрывокальная музыка

Йоха́ннес (Жан) де О́кегем (варианты написания — Ockeghem, Okeghem, Hocquegam, Ockenheim; около 1425, Сен-Гислен, близ Монса — 6 февраля 1497, Тур) — фламандский композитор, крупный представитель нидерландской школы.

Жизнь

Kyrie from Missa Prolationum by Johannes Ockeghem, in the wonderful rendition of Hilliard Ensemble. Scores are in modern notation!

Все видео

Точная дата рождения Окегема неизвестна, называются 1410 и 1425 годы. По некоторым свидетельствам, в год смерти (1497) он был уже глубоким старцем. Долгое время местом рождения Окегема считался Дендермонде в Восточной Фландрии (часть современной Бельгии), входившей в состав герцогства Бургундского.

Обучался в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене. С 24 июня 1443 г. по 24 июня 1444 г. пел в этом соборе под руководством Й. Пюллуа.

В 1446—1448 гг. Окегем — певчий капеллы герцога Карла I де Бурбона в Мулене (Франция). С 1452 г. и до конца жизни Окегем руководил капеллой

французского королевского двора. С 1456 Окегем — королевский советник и казначей аббатства Сен-Мартен в Type (там размещалась королевская резиденция). В 1460-х гг. в этой важнейшей для музыки 15 в. церкви Франции работал

А. Бюнуа. Служа французскому двору (королям Карлу VII и Людовику XI), он занимал должность каноника

Собора Парижской Богоматери (1463—1470) и церкви Св. Бенуа.

Известно, что Окегем в 1470 г. посетил Испанию. Очень мало известно о жизни Окегема после смерти Людовика XI (1483 г.). Он продолжал выполнять обязанности капельмейстера

королевского двора, видимо до 1488 г. В 1484 г. он ездил во Фландрию, в Брюгге.

Вероятно, Окегем учился у Жиля Беншуа и тесно общался с ним. В  1460 г. он написал «плач» на смерть Беншуа. Окегем был связан с придворной капеллой герцогов Бургундии, где работали Антуан Бюнуа и Гийом Дюфаи. Бюнуа написал мотет в честь Окегема до 1467 г., так что, вероятно, он хорошо знал Окегема.

Хотя музыкальный стиль Окегема существенно отличается от стиля композиторов предыдущего поколения, всё-таки он приобрёл основные навыки у них, поэтому его можно считать связующим звеном между первым поколением нидерландской школы и композиторами следующих поколений, Я. Обрехтом

и Жоскеном Депре. Жоскен Депре и Пьер де ла Рю были в числе учеников Окегема. На смерть учителя Жоскен Депре сочинил мотет «La deploration de la mort de Johannes Ockeghem».

Творчество

В творчестве Окегема представлены все жанры, характерные

для нидерландской школы: месса, мотет и многоголосная песня на французском языке (шансон). Важнейшим жанром

для него оказывается месса, он проявил себя как выдающийся

полифонист. Музыка Окегема динамична, мелодическая линия

движется в широком диапазоне, имеет широкую амплитуду.

Вместе с тем для Окегема характерны плавность интонации,

чистейшая диатоника, старинное ладовое мышление. Поэтому музыку

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить