МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Пахельбель, Иоганн


Не считая фуг-магнификатов, Пахельбель написал два-три десятка фуг, большинство трёх- или четырёхголосные, а несколько написаны в простой двухчастной форме. Во времена Пахельбеля фуга ещё не достигла вершины развития, и он стал одним из композиторов, внесших большой вклад в развитие этой формы. Неудивительно поэтому, что очень немного его произведений можно охарактеризовать как имитативные ричеркары, не признавая их строгими фугами. Пахельбель также стал одним из первых композиторов, соединившим фугу с небольшим предшествующим произведением, таким как прелюдия или токката. Это нововведение очень быстро стало популярным в творчестве европейских композиторов (например, цикл «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха состоит из 48 прелюдий и фуг).

У многих фуг Пахельбеля есть общая черта — использование тем, в которых встречаются цепочки повторяющихся нот. Этот приём нередко применялся и до него, но Пахельбель часто доводил повторение до нескольких тактов. Вот, например, тема его фуги соль минор с 6 повторяющимися нотами:

Ещё более обширное применение этого приёма можно найти в фугах-магнификатах: тема фуги quarti toni № 4 содержит 8 повторяющихся нот, а фуги octavi toni № 6 — 12 нот. Даже фуга со вполне обычной темой может содержать цепочки повторяющихся нот, как это происходит, например, в фуге octavi toni № 12:

художник Майкл Шеваль (Михаил Хохлачёв) сайт художника:http://www.chevalfineart.com/

Все видео

Однако наиболее впечатляющим примером использования этого приёма является не фуга, а окаймление хорала «Vom Himmel hoch», где в тактах 15 и 16 стоят 30 повторяющихся шестнадцатых. В дальнейшем подобные темы найдут очень широкое применение в творчестве Иоганна Генриха Буттштетта, наиболее оригинального и талантливого из учеников Пахельбеля.

Пахельбель сочинил 3 ричеркара. Все три являются многотемными и содержат пометку alla breve. Ричеркар до минор наиболее популярен в наши дни и чаще всего исполняется и записывается. Ричеркар фа-диез минор намного более интересен с музыкальной точки зрения: он написан в тональности, которая редко используется в барочной музыке по причине неприспособленности распространённой тогда системы настройки для игры в такой тональности. Используемый ныне равномерно темперированный строй начал входить в употребление немного позже. Возможно, это означает, что Пахельбель использовал свою систему настройки, о которой ничего не известно. Ричеркар до мажор, вероятно, является ранним произведением и содержит чередующиеся терции и сексты, так же, как и некоторые токкаты (см. ниже).

Чаконы и вариации

Большинство произведений Пахельбеля написаны для органа, поэтому неудивительно, что его приверженность вариационной форме лучше всего проявляется в органных произведениях, особенно в 6 чаконах для органа. Эти произведения более сложны и обладают более чётким строением, чем более ранние произведения в этом жанре, хотя и не так виртуозны и сложны гармонически, как, например, чаконы Букстехуде. Из всех произведений Пахельбеля для органа чаконы — одни из самых известных. Чакону фа минор называют одним из лучших его органных произведений.

В 1699 году Пахельбель опубликовал сборник под заглавием «Hexachordum Apollinis» («лира Аполлона»), произведения из которого часто называют шедеврами Пахельбеля. Сборник содержит 6 тем с вариациями в 6 тональностях. Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. Этот сборник Пахельбель посвятил Фердинанду Тобиасу Рихтеру и Дитриху Букстехуде. 6 тем не имеют названий и пронумерованы (Aria prima — Aria sexta), а последнее произведение имеет подзаголовок «Aria Sebaldina», в котором упоминается церковь св. Себальда, где Пахельбель в то время работал и где получил первое музыкальное образование.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить