МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Парч, Гарри


ИмяГарри Парч
Оригинал имениHarry Partch
Дата рождения24.6.1901
Место рожденияОкленд (Калифорния), Калифорния
Дата смерти3.9.1974
Место смертиСан-Диего, Калифорния
СтранаUSA

Га́рри Парч (Harry Partch; 24 июня 1901, Окленд — 3 сентября 1974, Сан-Диего) — американский композитор и конструктор музыкальных инструментов, один из пионеров микрохроматической музыки. Большинство своих произведений он написал для изготовленных им самим инструментов, настроенных в специфических для его произведений звукорядах, состоящих из 11, 13, 31 или 43 тонов в октаве.

Жизнь и творчество

The Composer Harry Partch - An American Maverick Harry Partch Project Part 1 | Ensemble musikFabrik Das Ensemble musikFabrik widmet sich dem Werk des amerika...

Все видео

Гарри Парч родился в семье пресвитерианских миссионеров, длительное время проработавших в Китае. Ещё в детские годы будущий композитор научился играть на гитаре, аккордеоне, альте и кларнете. Музыку Парч начал писать в юном возрасте и произведения его были созданы в принятом для западной музыки начала ХХ столетия 12-тоновом равномерно-темперированном строе. К 1923 году композитор обнаружил для себя ряд недостатков в этой системе и, открыв для себя в том же году теоретическую работу Германа Гельмгольца по теории акустики Учение о восприятии звука как физиологическая основа теории музыки (Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik), полностью пересмотрел своё творчество, уничтожив (сжёг) в 1930 году все свои ранние сочинения, в том числе и многие песни.

Особый интерес у Г. Парча вызывали музыкальные элементы разговорной речи. Свои первые расширенные гаммы композитор развивает с намерением отразить таким образом мелодику голоса. С этой целью Г. Парч конструирует свой собственный вариант альта, имевший удлинённый гриф с укреплёнными на нём металлическими бляшками для обозначения «природных интервалов». На этом альте предлагалось играть как на виолончели. Одной из ранних вещей для этого «адаптированного альта» были песенные Seventeen Lyrics (1930—33) по текстам китайского средневекового поэта Ли Бо.

В 1934 году композитор получает стипендию Карнеги для обучения в Лондоне древнегреческой звуковой системе. Приехав в Европу, Парч в Дублине встречается с поэтом У. Б. Йейтсом и получает согласие использовать его перевод софокловского Царя Эдипа для создания оперы. Во время переговоров с Йейтсом Г. Парч взял с собой один из созданных им инструментов, «адаптированную гитару», которой аккомпанировал своё пение. Йейтс был восхищён и музыкой, и инструментами нового типа, назвав их «сенсационными». В 1935 году, после того, как стипендия была исчерпана, композитор возвращается в США, в которой ещё царила «Великая депрессия». Не найдя для себя достойной работы и перебиваясь скромными и никчёмными заработками, он постепенно разочаровывается в западном обществе «равных возможностей» (называемое Г. Парчем время «Hobo»). В то же время, обладая на редкость самолюбивым и тяжёлым характером, композитор всегда находил веривших в его талант людей, оказывавших ему поддержку в самые тяжёлые времена. Часто это была энергичная, прогрессивная молодёжь, помогавшая Парчу в студенческих кампусах создавать его необычные инструменты и участвовавшая в организованных музыкантом представлениях. В 1941 году Парч пишет одно из своих самых известных произведений — песнь Бэрстоу (Barstow — Eight Hitchhiker Inscriptions from a Highway Railing at Barstow, California). Мелодия была вдохновлена увиденным композитором граффити на перекрёстке скоростного шоссе в Бэрстоу и построена на изобретённой им звуковой лестнице из 43 ступеней, основанных на расширении его «тонального ромба» и использоваваших исключительно натуральные интервалы, такие, что числитель и знаменатель отношения частот их тонов достигали 11.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить