МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Пиччини, Никколо


ИмяНикколо Пиччини
Оригинал имениNiccolò Piccini
Полное имяVito Niccolò Marcello Antonio Giacomo Piccinni
Дата рождения16.01.1728
Место рожденияБари, Италия
Дата смерти7.05.1800
Место смертиПаси, Франция
ПрофессииКомпозитор
Жанрыопера

Вито Никколо Марчелло Антонио Джакомо Пиччинни (Vito Niccolò Marcello Antonio Giacomo Piccinni; 1728, Бари — 1800, Пасси, близ Парижа) — итальянский и французский композитор.

Биография



Все видео

Родился в семье музыканта. Первоначально его имя — Niccolò Vito Piccinni, но с приездом во Францию он упразднил второе n в своей фамилии, приблизив в французскому произношению. Тем не менее в некоторых музыкальных словарях встречается первоначальное написание.

Выдающийся представитель нового поколения неаполитанской оперной школы, обогатил мелодику жанра оперы-buffa, внес лиризм, расширил использование оперного оркестра, арий и ансамблей.

Впервые выступил как композитор в жанре оперы-buffa в 1754 — «Разгневанные женщины». Опера сразу была поставлена в театре «Фьорентини», Неаполь). Всего им написано 127 опер. Опера «Добрая дочка» по роману Ричардсона способствовала превращению итальянской комической оперы в лирическую музыкальную комедию, родственную мещанской драме. Параллельно развивал и оперу-сериа (музыкальные сочинения на тексты). В конце 1776 года он принял приглашение Французского двора преподавать пение королеве Марии-Антуанетте и возглавить парижский Итальянский театр (Théâtre-Italien) и переселился в Париж, где оказался в центре музыкально-общественной борьбы между «глюкистами» (приверженцы музыкальной школы сопереживаний К. В. Глюка, тоже ещё раньше переехавшего в Париж) и «пиччинистами» (предпочитавшие музыку Пиччини с классической литературно-драматической основой и внешней красотой).

Особенно обострились споры, когда в Париж в 1776 году приехал итальянский оперный композитор Никколо Пиччини, сыгравший положительную роль в развитии итальянской оперы-buffa. В области оперы-seria Пиччини, сохраняя традиционные черты этого направления, стоял на старых позициях. Поэтому враги Глюка решили противопоставить ему Пиччини и разжечь между ними соперничество. Эта полемика, длившаяся на протяжении ряда лет и затихшая лишь после отъезда Глюка из Парижа, получила название «войны глюкистов и пиччинистов». Борьба партий, сплотившихся вокруг каждого композитора, не отражалась на отношениях между ними самими. Пиччини, переживший Глюка, говорил, что он многим обязан последнему, и действительно, в своей опере «Дидона» Пиччини использовал оперные принципы Глюка.

Постепенно последователи школы Глюка, среди которых Антонио Сальери и Антонио Саккини, понемногу вытесняли его произведения с основных оперных сцен.

В 1784—1789 — профессор Королевской школы пения и декламации.

Его именем названа консерватория в Бари, где учились многие современные прославленные музыканты мира, в том числе Фабио Мастранджело и ряд других. Также его имя носит театр в Бари — Театр Пиччини, основанный в 1854 году.

Пиччини был также масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

Потомки

Сын: Луиджи Пиччини (1766—1827) — композитор, написал несколько опер для театров Парижа и Неаполя.

Внук: Александр Пиччинни (Luigi Alessandro Piccinni) (1779—1850) — французский композитор.

Среди сочинений

  • «Разгневанные женщины», опера, 1754 (театр «Фьорентини», Неаполь).
  • «Зиновия», опера, 1756 (театр «Сан-Карло», Неаполь).
  • «Добрая дочка» («Чеккина») на либретто К. Гольдони по роману «Памела, или Награжденная добродетель» Ричардсона, опера, 1760, («Театр делле Даме», Рим)
  • «Роланд», опера, 1778 (театр «Граид-Опера», Париж)
  • «Ифигения в Тавриде», 1781 (театр «Граид-Опера», Париж). Оперу с таким же названием на тот же сюжет сочинил в 1779 году и Глюк. Получились две оперы разных музыкальных течений по одному сюжету, что вызвало новый этап творческих баталий.
  • «Атис» (1780)
  • «Дидона» (1783),
  • «Пенелопа» (1785).
  • Три оратории, в том числе «Смерть Авеля» (1792) — образец бравурного вокального стиля.

Постановки в России

Опера «Добрая дочка» ставилась на сцене крепостного театра Шереметевых, где в главной роли Розетты блистала Правковья Жемчугова. Там же прошли постановки других его опер («Атис», «Дидона», «Роланд»).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить