МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Тимофей Милетский


Тимофе́й Миле́тский (Τιμόθεος ὁ Μῑλήσιος; ок. 450 — ок. 360 до н. э.) — древнегреческий поэт-лирик и кифаред.

Творческая деятельность

Сохранилась последняя часть его поэмы (нома) «Персы», в которой описана морская битва при Саламине, а также некоторые другие фрагменты. Найденный в 1902 году в Египте папирус, содержащий ок. 250 стихов из поэмы «Персы»,— древнейший (IV в. до н. э.) дошедший до нас греческий папирус. Тимофей Милетский вошёл в историю как решительный реформатор поэзии и музыки:

Духовные скрепы появятся в российских поездах. Госкорпорация РЖД задумала новый проект с Русской Православной Церковью. Скоро в поездах дальнего следования б...

Все видео

Старого я не пою, новое моё — лучше.

Царь наш — юный Зевс, а Кроново царство миновало.

Прочь ступай, древняя Муза!

Новаторская поэзия Тимофея вызывала неоднозначную реакцию современников. Её изобразительность и даже натурализм воспринимались как дерзкий вызов традициям предков. Парадоксальным образом она напоминает эксперименты русских поэтов Серебряного века:

…Струг бил в струг,

Полосуя гладь Форкиады;

Ноги обув

В зубы копий,

Взбычив лоб,

Рвались они смять

Сосновые руки весел.

Налетал ли неоттяжный удар,

Щепящий гребные упряжи, —

Скопом рушились пловцы на ударивших;

Лучился ли у досок просвет —

Всплескивал вновь

Стук пенных сосен в кривом бегу…

Новатор-музыкант, Тимофей добавил 4 новых струны к (7-струнной) кифаре, что давало ему возможность быстро (то есть без перестройки переменных ступеней — так называемых «кинумен» — тетрахорда) делать метаболу по роду. Авангардистские дерзости Тимофея осудили спартанские цари и эфоры, изгнав его из Спарты и присудив ему в качестве ужасного наказания обрезать лишние струны. Знаменитый Лакедемонский указ об этом опубликовал Боэций:

Тимофей Милетский, прибыв в наш город, обесчестил древнюю Музу, и, отойдя от игры на семиструнной кифаре и введя многозвучие (ΠΟΛΥΦΩΝΙΑΝ), портит слух юношей многострунием (ΠΟΛΥΧΟΡΔΙΑΡ) и тем, что вносит новшества в мелодию. Он одевает свою Музу неблагородно и пёстро, вместо того чтобы <одеть ее> просто и благородно, образует мелодию в хроме вместо энармона, используя антистрофическую смену. Приглашенный на состязание, посвященное элевсинской Деметре, он непристойно украсил миф о <родовых> муках Семелы украшениями, <тем самым> неправильно научая юношей. За это цари и эфоры <настоящим решили> осудить Тимофея: ему предписывается обрезать одиннадцать струн <кифары> так, чтобы удалив лишние, оставить семь, чтобы каждый, видя суровый порядок города, воздержался вносить в Спарту что-либо негожее, дабы слава состязания не была поколеблена никогда.

Легендарный тимофеев дифирамб «Роды Семелы» (Σεμέλης ὠδίς), производивший сильное впечатление на греков в течение нескольких столетий, не сохранился.

Издания и литература

  • Wilamowitz-Möllendorff U. Timotheos. Die Perser, aus einem Papyrus von Abusir <…> Leipzig, 1903 (репринт Hildesheim: Olms, 1973)
  • Diehl E. Anthologia lyrica Graeca II. Leipzig: Teubner, 1942
  • Poetae melici Graeci, ed. D.L. Page, Oxford, 1962
  • Лебедев С. Н. Спартанский декрет против Тимофея Милетского в музыкальном трактате Боэция // Музыковедение, 2010, № 9, сс. 18-21

Русские переводы:

  • Шестаков Д. П. «Персы» Тимофея: вновь открытый памятник древнегреческой поэзии // Ученые записки Казанского университета, 1904, № 12, с. 1—90 (исследование; перевод на русский язык)
  • Тимофей. Персы. / Пер. М. Л. Гаспарова. // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.285-292; переизд. (Персы, фрагменты «Киклопа» и «Ниобы»): Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. М., 1999. С.383-388.
  • Лукин Е. В. Златокифарный ворожей (О Тимофее Милетском с переводом). СПб., 1994. 16 стр. 500 экз.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить