МУЗЫКА / СИНГЛЫ

Carmina Burana (Орф)


Латинское название Русское название Комментарий
Fortuna Imperatrix Mundi
1. O Fortuna О, Фортуна! Номер начинается с оркестрового и хорового «фортиссимо», заканчивающегося в конце третьей фразы задержкой на длинной ноте. Оставшаяся часть первого куплета и весь второй, наоборот, исполняются в самом тихом нюансе; в это время хор почти речитативом проговаривает слова. Третий куплет звучит в более быстром темпе на максимальной громкости
2. Fortune plango vulnera Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой Состоит из трёх куплетов. Запев и первый рефрен каждого из куплетов исполняется мужским хором, второй рефрен — общим
I. Primo Vere
3. Veris leta facies Заклинание весны Номер состоит из трёх куплетов. В каждом из них первые две фразы исполняют басы и альты, вторые две, с последующей длинной нотой во время оркестрового проигрыша — тенора и сопрано
4. Omnia sol temperat Солнце согревает всё Соло баритона
5. Ecce gratum Посмотри, как она приятна Каждый из трёх куплетов начинает партия теноров, к которым в повторе фразы присоединяется остальной хор
Uf dem Anger
6. Tanz Танец Инструментальный номер
7. Floret silva Лес цветёт Первая часть номера звучит на латыни, во втором куплете начинается текст на средневерхненемецком языке
8. Chramer, gip die varwe mir Дай, торговец, краску мне Текст на средневерхненемецком исполняется только женской партией хора
9. Reie
  • Swaz hie gat umbe* Chume, chum, geselle min* Swaz hie gat umbe
Хоровод* Посмотри на меня, юноша* Приди, приди, мой милый* Посмотри на меня, юноша Короткая инструментальная часть предваряет картину хоровода, первая и третья стремительные части которой одинаковы и контрастируют с неторопливой средней частью
10. Were diu werlt alle min Если бы весь мир был мой Унисон всего хора. Номер завершает «немецкий» блок
II. In Taberna
11. Estuans interius «Пылая внутри» Соло баритона
12. Olim lacus colueram Когда-то жил я в озере… Соло тенора; в припеве звучит мужской хор.
Известна также под названием «Песнь жареного лебедя», так как повествование в этом номере ведётся от лица лебедя, пока его готовят и подают на стол
13. Ego sum abbas Я — настоятель Соло баритона. Мужской хор комментирует речитатив солиста короткими выкриками
14. In taberna quando sumus Сидя в таверне Исполняется только мужской партией хора
III. Cours d’Amour
15. Amor volat undique Любовь летает всюду Соло сопрано в сопровождении хора мальчиков
16. Dies, nox et omnia День, ночь и всё мне ненавистно Соло баритона
17. Stetit puella Стояла девушка Соло сопрано
18. Circa mea pectora В груди моей Каждый из трёх куплетов начинается с соло баритона, первую строчку повторяет мужской хор, затем вступает женский
19. Si puer cum puellula Если юноша с девушкой… Исполняется а капелла группой мужского хора в составе 3 теноров, баритона и 2 басов
20. Veni, veni, venias Приди, приди, о, приди же Номер начинается с переклички женского и мужского хора, затем весь хор делится на два; партия второго (малого) хора состоит из одного повторяющегося слова nazaza, вставляемого между репликами первого (большого) хора
21. In trutina На весах Соло сопрано
22. Tempus est iocundum Время приятно Номер состоит из пяти куплетов: в первом звучит весь хор, во втором и четвёртом — только женская группа, в третьем — только мужская. В первом и третьем партию соло ведёт баритон, во втором и четвёртом — сопрано в сопровождении хора мальчиков. Пятый куплет исполняется всем хором и всеми солистами
23. Dulcissime Нежнейший мой Соло сопрано
Blanziflor et Helena
24. Ave formosissima Привет тебе, прекраснейшая! Исполняется всем хором и всеми солистами
Fortuna Imperatrix Mundi
25. O Fortuna О, Фортуна! Точное повторение первого номера

Композиционная структура во многом основана на идее вращения Колеса Фортуны. Рисунок колеса был обнаружен на первой странице Burana Codex. Он также содержал четыре фразы, написанные на ободе колеса: Regnabo, Regno, Regnavi, Sum sine regno («Буду царствовать, Царствую, Царствовал, Есмь без царства»).

Во время каждой сцены, а иногда и во время одного действия, Колесо Фортуны поворачивается, счастье оборачивается печалью, а надежда сменяется горем. O Fortuna, первая поэма в редакции Шмеллера, завершает круг, формируя остов композиции произведения.

Carl Orf - Carmina Burana.

Все видео

Известные записи

  • 1968 год — дирижёр Ойген Йохум; солисты: Гундула Яновиц, Герхард Штольце, Дитрих Фишер-Дискау; хор и оркестр Берлинской государственной оперы (хормейстер — Вальтер Хаген-Гроль), хор мальчиков Schöneberger (хормейстер — Геральд Хельвиг).
  • 1969 год — дирижёр Сэйдзи Одзава; солисты: Эвелин Мандак, Стенли Колк, Шеррилл Милнс; Бостонский симфонический оркестр.
  • 1973 год — дирижёр Курт Айххорн; солисты: Луция Попп, Йон ван Кестерен, Герман Прей; Симфонический оркестр Баварского радио.
  • 1981 год — дирижёр Роберт Шо; солисты: Хокан Хагегорд, Джудит Блеген, Уильям Браун; Симфонический оркестр и хор Атланты.
  • 1989 год — дирижёр Франц Вельзер-Мёст; солисты: Барбара Хендрикс, Майкл Чанс, Джеффри Блэк; Лондонский филармонический оркестр.
  • 1995 год — дирижёр Мишель Плассон; солисты: Натали Дессей, Жерар Лен, Томас Хэмпсон; оркестр Капитолия города Тулузы.
  • 1996 год — дирижёр Эрнст Хинрайнер; солисты Герда Хартманн, Рихард Брюнер, Рудольф Кнолл; оркестр и хор Зальцбургского Моцартеума.
  • 2005 год — дирижёр Саймон Реттл; солисты: Салли Мэтьюс, Лоурэнс Броунли, Кристиан Герхахер; Rundfunkchor Berlin и оркестр Берлинской филармонии.

Влияние

  • Отрывки из «Кармины Бураны» использовались во многих современных проектах, особой популярностью пользуется увертюра «O Fortuna». Её кавер-версии и современные обработки записывали Enigma, Era, Therion, Trans-Siberian Orchestra, Gregorian, Ministry, Хор Турецкого и многие другие.
  • По свидетельству шведского режиссёра Ингмара Бергмана, «Кармина Бурана» послужила для него одной из отправных точек при создании художественного фильма «Седьмая печать».
  • Также «О, Фортуна» использована в картине Милоша Формана «Амадей».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить