МУЗЫКА / СИНГЛЫ

Penny Lane


История песни

Улица заслужила столь большое внимание группы из-за того, что родной дом Джона Леннона находился неподалёку. Леннон и Маккартни нередко встречались на Пенни-Лейн в том месте, где она соседствует с районом Мозли Хилл — здесь находилась автобусная остановка, с которой можно было уехать в центр города. Пересечение улицы со Смитдаун-Роуд тоже нередко обозначалось как Пенни-Лейн. В 1960-х годах эта часть города являлась конечной остановкой для многих автобусов, в связи с чем автобусы с отметкой «Пенни-Лейн» курсировали по всему Ливерпулю.

Продюсер и аранжировщик «Битлз» Джордж Мартин считал, что сингл «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever» является наиболее выдающимся синглом группы. Тем не менее, в Великобритании песня не смогла достичь первой строчки чартов, уступив песне «Release Me» в исполнении Энгельберта Хампердинка. В США, тем не менее, сингл продержался на первой позиции чарта Billboard Hot 100 неделю (был вытеснен с первой позиции песней «Happy Together» группы The Turtles).

The Beatles - Penny Lane 1967 "Penny Lane" is a song by The Beatles, written by Paul McCartney and credited to Lennon/McCartney. Recorded during the Sgt. Pep...

Все видео

После успеха сингла с двумя сторонами «А» «Yellow Submarine»/«Eleanor Rigby», Брайан Эпстайн был заинтересован в наличии у группы нового музыкального материала. В итоге обе песни, несмотря на то, что они были записаны во время сессий, посвящённых альбому Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, в сам альбом не вошли, о чём впоследствии Джордж Мартин весьма сожалел. Данный сингл также стал первым синглом группы, который продавался с фото-вкладкой, что в Великобритании в то время было весьма редкой практикой (несмотря на то, что в США и в некоторых других странах, например, Японии, это уже было распространённым явлением).

Запись песни

Первая студийная сессия состоялась 29 декабря 1966 года на студии «Эбби Роуд»; фортепиано использовалось как базовый инструмент. Последующие сессии состоялись 30 декабря, 4, 5, 6, 9, 10, 12 и 17 января. В течение этих дней были записаны вокал, подголоски, перкуссия, бас-гитара, дополнительные партии фортепиано, записанные через гитарный усилитель с эффектом реверберации, а также партии духовых инстументов и контрабаса.

Соло трубы-пикколо, ставшее «изюминкой» песни, было записано в самый последний день студийной работы; партию исполнил Дэвид Мейсон. Это соло, навеянное вторым Бранденбургским концертом Баха, копирует стиль барокко, для которого труба-пикколо (небольшой инструмент, звучащий на октаву выше обычной трубы) подходил особенно хорошо. Мейсон за свою работу получил 27 фунтов и 10 шиллингов.

В исходной промо-версии американского сингла имелось дополнительное пышное соло трубы в самом конце песни. Однако, данная версия сингла была довольно быстро заменена на другую версию, в которой этого финального соло не было. Первая версия сингла является в наше время одним из наиболее редких и ценных объектов коллекционирования среди фанатов «Битлз».

Стерео-микс версии с добавочным соло трубы был включён в сборник Rarities, а также в британские компиляционные альбомы The Beatles Box (1980) и Anthology 2 (1996).


В записи участвовали:

  • Пол Маккартни — вокал, подголоски, фортепиано, бас-гитара
  • Джон Леннон — подголоски, фортепиано, конга, хлопки
  • Джордж Харрисон — подголоски, колокольчик, хлопки
  • Ринго Старр — ударные, бубен
  • Джордж Мартин — аранжировка, фортепиано
  • Дэвид Мейсон (David Mason) — труба-пикколо
  • Рей Свинфилд, П. Гуди, Мэнни Уинтерз — флейты, флейты-пикколо
  • Леон Колверт, Фредди Клэйтон, Берт Кортлей, Данкен Кэмпбелл — трубы, флюгельгорн
  • Дик Морган, Майк Винфельд — гобои, английский рожок
  • Фрэнк Кларк — контрабас

Музыка и текст

Песня написана в классической куплетной форме; куплет звучит в си мажоре, тогда как припев звучит в ля мажоре.

Характерной чертой песни является соло трубы-пикколо в исполнении Дэвида Мейсона. Принято считать, что использование данного инструмента в этой песне является первым подобным экспериментом в поп-музыке. По словам Джорджа Мартина, «результат был уникален, это было нечто, что ещё не делалось в рок-музыке».

Текст песни представляет собой череду двусмысленных и сюрреалистических образов. Поначалу кажется, что песня повествует о ясном летнем дне («beneath the blue suburban skies» — «под синим пригородным небом»), однако, в то же самое время рассказывает о дожде («the fireman rushes in from the pouring rain» — «пожарный спасается от проливного дождя») и о приближающейся зиме («selling poppies from a tray» — «продают мак с подносов», что намекает на День перемирия, отмечающийся 11 ноября). По словам Иэна Макдональда, «несмотря на кажущуюся натуралистичность, текст песни, по сути, калейдоскопичен — равно как сияет солнце и дождит в одно и то же время, так речь идёт и о лете, и о зиме одновременно».

Фраза «shelter in the middle of the roundabout» (навес посреди круговой развязки) обозначает старый автобусный навес, который позже был переделан в кафе, посвящённое битловской тематике. Кафе, однако, позже было заброшено, несмотря на его популярность среди туристов. Здесь же находится конечная остановка автобусов, следующих до Пенни-Лейн.

Загадочная строчка «Four of fish and finger pies» (Четыре рыбы и палец в пирожке) является британским сленгом. Выражение «a four of fish» означает «рыба и чипсы» (блюдо, стоившее тогда четыре пенса), тогда как «finger pie» — это выражение из сексуального жаргона, означающее интимные ласки между подростками, собиравшимися под уже упомянутым навесом. Выражение «fish and finger» является также игрой слов, обыгрывающей выражение «fish fingers» (рыбные палочки).

Стоит заметить, что текст песни, напечатанный в компиляционном альбоме The Beatles 1967–1970 (т. н. «Синий альбом»), приводится с ошибкой — вместо «Four of fish and finger pies» там напечатано «Full of fish and finger pies».

Видеоклип

Промо-видео для песни «Penny Lane», вместе с аналогичным видео для песни «Strawberry Fields Forever», стало одним из первых образцов того, что впоследствии стало известно как «музыкальный видеоклип».

Видеоклип снимался на улице Энджел Лейн лондонского Ист-Энда (а также в её окрестностях), на Кингс-Роуд в Челси и в Ноул-парке городка Севенокс (графство Кент). Промо-видео на песню «Strawberry Fields Forever» снималось в то же время и в тех же местах. Во время пребывания группы в Севеноксе Леннон купил цирковую афишу, вдохновившую его на создание песни «Being for the Benefit of Mr. Kite!». Режиссёром обоих видеоклипов был Питер Голдман.

Позиции в чартах

Чарт (1967)Высшая
позиция
CHUM Chart (Канада)1
UK Singles Chart2
U.S. Billboard Hot 1001

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить