МУЗЫКА / СИНГЛЫ

Strawberry Fields Forever


Набралась довольно богатая коллекция различных демоверсий и пробных записей, с помощью которых можно проследить за всей эволюцией самой песни и её идеи. Самая ранняя версия песни включала в себя один куплет без припева:

Начало цитатыНет людей на моей волне,
В смысле, она или слишком длинная, или слишком короткая.
Ты можешь мелодии не знать, но ведь всё нормально,
Значит, это не так уж плохо.

В дальнейшем был сделан более расплывчатым первый куплет и добавлен второй; на выпущенной версии эти куплеты стали вторым и третьим соответственно. Первый куплет был сочинён незадолго до записи композиции.

Across The Universe - Strawberry Fields Forever.

Все видео

Запись

Фонограмма песни и её сложная аранжировка свидетельствуют о том, какого изыска достигла группа в технике звукозаписи и насколько возросло влияние авангарда на их музыку. В песне широко используется наложение записей друг на друга, проигрывание плёнки в обратном направлении, многократное воспроизвдение отрывка плёнки (loop) и другие аудиоэффекты. Наряду с обычными гитарой, бас-гитарой и ударными инструментарий песни включает в себя также фортепиано, меллотрон (партию на котором исполнил Маккартни), трубы, виолончели и такие экзотические инструменты, как свармандел, индийский струнный инструмент, производивший похожее на ситар звучание (в конце каждого припева).

Выпущенная версия песни — это соединение двух разных записей. Группа записала несколько дублей двух довольно разных версий. В первой были использованы только меллотрон, гитара, бас-гитара и ударные. Спустя несколько недель была записана и вторая версия, для которой Леннон попросил Джорджа Мартина сделать аранжировку с участием виолончелей и труб. Аранжировку песни обогатили некоторые авангардистские эксперименты с магнитофоном: звуки тарелок (в куплетах) были записаны на плёнку, а затем эта плёнка была прокручена в обратном направлении.

Леннону больше всего понравились первая половина 7-го дубля (первая версия) и окончание 26-го дубля (вторая, «оркестровая» версия). Проблема аранжировщика (Дж.Мартина) и звукорежиссера (Дж.Эмерика) заключалась в том, что эти версии были сыграны в разных тональностях и записаны на разных скоростях — дубль 7 в ля мажоре, а дубль 26 в до мажоре. К счастью, более быстрая версия была сыграна в более высокой тональности. Таким образом, обе версии при сведе́нии были приведены к одному темпу и одной тональности (быстрый дубль был замедлен, а медленный, напротив, ускорен таким образом, что темп и тональность обоих стали идентичными). В выпущенной версии заметны два места редактирования: одно сразу после первого куплета, перед словами «Let me take you down» (где был убран лишний куплет); второе, более заметное — несколько секунд спустя между словами «'cause I’m» и «going to» примерно на 1:00 — там дубль 7 переходит в дубль 26. При смене высоты звука в этом месте фонограммы вокал Леннона едва заметно «плывёт».

Инструмент во вступлении песни (со звуком, похожим на флейту) — меллотрон, который был заказан Ленноном в предыдущем году и привезённый на студию Эбби Роуд специально для этой песни. Но открыл потенциал меллотрона, сочинил вступительный пассаж и сыграл его на записи именно Маккартни. В этом электромеханическом клавишном инструменте применялись 8-секундные отрывки (семплы) настоящих акустических инструментов, таких как медные, струнные (использованы в первом дубле песни) и флейты (дубли 2-7). «Strawberry Fields Forever» — одно из первых применений инструмента в поп-музыке (Грэхем Бонд использовал его в 1965). Благодаря «рекламе» Битлз новый инструмент (предшественник электронных семплеров) был быстро взят на вооружение группами Traffic, The Moody Blues и The Rolling Stones.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить