ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Алмазов, Борис Николаевич


С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов, Б. Н. Алмазов становится одним из самых видных российских деятелей этого жанра литературы. Его тонко-остроумные стихотворные пародии, большею частью помещенные в «Развлечении» Федора Миллера, получили большую популярность. Из произведений Алмазова наиболее слабая единственная его повесть «Катенька». Из-под пера литератора вышел ряд критических работ, в частности, статья о Пушкине в сборнике «Утро». Основным тезисом критических статей Алмазова был доведенный до крайности принцип «искусства для искусства».

начало цитатыКакими частными достоинствами ни блистало бы поэтическое произведение, но если в нëм развивается какая-нибудь философская идея, оно уже лишено свежести и представляет натяжки в построении.

В 1860—1870-х годах Алмазов как литературный критик почти не выступает, но продолжает плодотворно работать как поэт и переводчик. Он сотрудничает в журналах «Русский вестник» (1861—1864, 1871—1872), «Развлечение» (1859—1866), «Искра» (1861—1862), «Заноза» (1863), «Зритель общественной жизни, литературы и спорта» (1862—1863) и других, где публикует в основном юмористические стихи.

В 1863 году под псевдонимом Б. Адамантов издал в Москве сборник пародий «Диссонансы». Темы, сюжеты, типы, к которым обращается Алмазов, традиционны для русской демократической сатиры и юмористики. Оригинальных стихотворений Б. Н. Алмазова из разряда «серьёзных» очень немного — около 15 пьес. Здесь он выступает «гражданским» поэтом, бичующим разные несимпатичные его консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. В основном они философичны и проникнуты религиозным чувством («Гроза», «Успокоение»). Некоторые стихотворения «Учено-литературный маскарад», «Московский поэт и петербургский обыватель» и ряд других пользовались большим успехом. Написанные им в 1854 г. поэма «Русь и Запад», стихотворения «Старая русская партия» (1864), «Русскому царю», пронизаны славянофильскими умонастроениями.

Очень хороши его пародии. Пародии автора можно разделить на два разряда: общего характера и специально-литературного, где пикантность заключается в том, что фигурируют в комических положениях современные ему литераторы. Из последних наиболее интересны: «Похороны „Русской речи“, скончавшейся после непродолжительной, но тяжкой болезни» и «Учено-литературный маскарад». Основное свойство пародий Б. Н. Алмазова — тонкий изящный, но, вместе с тем, совершенно незлобивый юмор. При всей безукоризненности техники и при всем бесспорном остроумии, Алмазов остается, забавным пародистом, никогда не возвышавшимся до сатиры.

С конца 1860 годов Алмазов много переводит. Крупной работой в этой области стал его первый вольный перевод на русский язык «Песни о Роланде», изданный в 1869 г. в Москве под названием «Роланд».

В 1875 г. публикует повесть «Катенька», выдержанную в основном в духе «натуральной школы».

Итоговым в творчестве Б. Н. Алмазова стал сборник «Стихотворения» (М., 1874), вобравший в себя почти все ранее написанное поэтом.

Сочинения Б. Н. Алмазова собраны в 3 тома. (М., 1892).

Член «Общества любителей российской словесности».

Современники по-разному воспринимали творчество Б. Н. Алмазова. Для большинства он остался даровитым юмористом, «певцом минуты», и лишь немногие разглядели самобытный облик интересного русского поэта и критика, бескомпромиссно отстаивающего свои взгляды на искусство.

Избранные стихотворения

  • Кофей.
  • Недовольный.
  • Турист.
  • Неизбежный.
  • Женихи.
  • Похороны «Русской речи», скончавшейся после непродолжительной, но тяжкой болезни.
  • Успокоение.
  • Художник.
  • Григорьев.
  • Чичерин.
  • Корш.
  • Сатирик

Сочинения

  • Сочинения в 3 т. — М., 1892;
  • Стихотворения // Сатира 60-х гг. / Сост. Н. Кравцов, А. Морозов. — М.; Л., 1932;
  • Русская стихотворная пародия (XVIII — начало XX в.) / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. А. Морозова. — Л., 1960 (по указателю);
  • Поэты 1860-х гг. / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. И. Г. Ямпольского. — Л., 1968;
  • Сон по случаю одной комедии // Русская эстетика и критика 40—50-х гг. XIX в. / Подгот. текста, сост., вступ. ст. и примеч. В. К. Кантора, А. Л. Осповата. — М., 1982.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить