ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Баги, Дьюла


ИмяДьюла Баги
Оригинал имениBaghy Gyula
ПсевдонимыJobo
Дата рождения13.01.1891
Место рожденияСегед, Венгрия
Дата смерти18.03.1967
Место смертиБудапешт, Венгрия
Род деятельностипрозаик, поэт, драматург
Годы активности1922 — 1967
Жанрлирика, сатира
Дью́ла Ба́ги (Baghy Gyula, на эсперанто обычно подписывался эсперантизированной формой имени Julio, род. 13 января 1891 — ум. 18 марта 1967; использовал псевдоним Jobo) — выдающийся венгерский эсперантист, знаменитый поэт и прозаик на языке эсперанто.

Биография

Д. Баги родился 13 января 1891 в городе Сегед в театральной семье: его отец был актёром, а мать работала в театре суфлёром. После окончания школы Дьюла последовал за родителями, до войны он работал актёром и режиссёром. С эсперанто Д. Баги познакомился в 1911 году.

Первая мировая война прервала его актёрскую карьеру. Около шести лет (1915—1920) он провёл в сибирских лагерях для военнопленных, где вёл активную эсперанто-деятельность, организуя курсы эсперанто и международную переписку (позже он опишет эти события в некоторых своих произведениях). После возвращения в Венгрию до самой смерти он был одим из ведущих деятелей международного эсперанто-движения: организовывал курсы, занимал руководящие посты в некоторых организациях, сотрудничал с литературными журналами, был одним из редакторов влиятельного эсперанто-журнала «Литературный мир» (Literatura mondo).

Умер 18 марта 1967, похоронен в Будапеште.

Эсперанто-деятельность

Несмотря на свою активную организаторскую деятельность, Д. Баги прославился в первую очередь как поэт и прозаик. Его произведения характеризуются идеализмом и человеколюбием; его девизом было следующее утверждение: «Любовь создаёт мир, мир сохраняет человечность, человечность — это высший идеал». Кроме этого, в некоторых произведениях он выступает и как тонкий сатирик, и как интересный мыслитель. Во многом его взгляды отвечали «внутренней идее» эсперанто и находили широкую поддержку среди рядовых эсперантистов. По этой причине Д. Баги и его произведения были чрезвычайно популярны, а сам он получил ласковое прозвище «Папа» (Paĉjo).

Баги, ласково называемый Папой, выразил те чувства, которые с самого начала были до́роги всем эсперантистам… Он избегал связи с известными политико-идеологическими позициями и таким образом помог среднестатистическому эсперантисту, далёкому от политики, связать себя с его идеалом человеческого братства.

Д. Баги является автором многих поэтических сборников, повестей, романов, учебников эсперанто, театральных произведений. На многочисленных Всемирных конгрессах эсперанто он принимал участие в театральных постановках, многие из которых режиссировал сам. Был членом Академии эсперанто. Его учебная повесть «Зелёное сердце» (La verda koro; название следует понимать как «сердце эсперантиста» или, более широко, как «сердце, исполненное гуманизмом») до сих пор является одним из наиболее популярных учебников эсперанто.

Стиль произведений Д. Баги отличает простота и ясность. Он был сторонником «простого» эсперанто и активно полемизировал со сторонниками «богатого» эсперанто, вводившими в язык многочисленные неологизмы (одним из таких оппонентов Баги был другой выдающийся венгерский эсперантист Кальман Калочаи, с которым Баги тем не менее активно сотрудничал).

Именно по инициатие Д. Баги 15 декабря (день рождения инициатора эсперанто Лазаря Заменгофа) отмечается эсперантистами ещё и как День книги на эсперанто.

Основные произведения

В нижепредставленном списке указан только год первого издания. Большинство произведений Д. Баги многократно переиздавались; некоторые переведены на национальные языки.

  • «Preter la vivo» (Мимо жизни, поэтический сборник; 1922)
  • «Viktimoj» (Жертвы, роман; 1925) — роман рассказывает о жизни военнопленных в Сибири, роман во многом автобиографический
  • «Pilgrimo» (Пиллигрим, поэтический сборник; 1926)
  • «Dancu, marionetoj!» (Танцуйте, марионетки!, сборник рассказов; 1927)
  • «Migranta plumo» (Блуждающее перо, рассказы и стихотворения, переводы; 1929) — в этом сборнике Д. Баги осторожно экспериментирует с формами и поэтическим языком
  • «Hura!» (Ура!, роман; 1930) — сатирическое и отчасти утопическое произведение, нередко признаваемое наиболее выдающимся произведением Д. Баги. Автор планировал написать продолжение под названием «Insulo de Espero» (Остров надежды), но черновики были утеряны во время Второй мировой войны.
  • «Printempo en la aŭtuno» (Весна осенью, роман; 1931) — лирическое произведение о первой любви
  • «La vagabondo kantas» (Бродяга поёт, поэтический сборник; 1933)
  • «Verdaj donkiĥotoj» (Зелёные Донкихоты, сборник рассказов и скетчей; 1933; слово «зелёные» является коннотацией к «внутренней идее» эсперанто)
  • «Sur sanga tero» (На окровавленной земле, роман; 1933) — продолжение и разработка романа «Viktimoj»
  • «La teatra korbo» (Театральная корзина, небольшие зарисовки; 1934)
  • «La verda koro» (Зелёное сердце, учебная повесть для начинающих; 1937; название следует понимать как «сердце эсперантиста» или, более широко, как «сердце, исполненное гуманизмом») — автобиографическая повесть о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке. Повесть написана специально для начинающих эсперантистов и использует вначале простой, но постепенно усложняющийся от главы к главе грамматический и лексический материал; выдержала много переизданий и популярна до сих пор.
  • «Sonĝe sub pomarbo» (В грёзах под яблоней, лирическая трёхактная комедия в стихах; 1958)
  • «Koloroj» (Цвета, рассказы; 1960)
  • «Aŭtuna foliaro» (Осенняя листва, поэтический сборник; 1965)
  • «Ĉielarko» (Радуга, сказки в стихах; 1966)
  • «En maskobalo» (На маскараде, пять небольших театральных произведений; 1977)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить