ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Балаш, Бела


ИмяБела Балаш
Оригинал имениBalázs Béla
Имя при рожденииГерберт Бауэр, Bauer Herbert
Дата рождения4.8.1884
Место рожденияСегед
Дата смерти17.5.1949
Место смертиБудапешт
Род деятельностиXX века, XX века, Венгрии, XX века, Венгрии
Жанррассказ, очерк, повесть, роман, пьеса, драма
Язык произведенийвенгерский, немецкий

Бела Балаш (правильнее Балаж, Balázs Béla; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр, Bauer Herbert, 4 августа 1884, Сегед, — 17 мая 1949, Будапешт) — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино; философских наук.

Биография

В возрасте шести лет переехал с семьёй в Левочу в восточной Словакии, но после смерти отца, гимназийного учителя Симона Бауэра, с матерью вернулся в Сегед. В 1902 поступил в Будапештский научный университет имени Петера Пазманя. В общежитии Коллегиума Лоранда Ётвёша его соседом по комнате был будущий композитор Золтан Кодай. Окончив университет в 1906, отправился продолжать учёбу за границей. Так, в Берлинском университете он посещал лекции Георга Зиммеля и других всемирно известных учёных. В Берлине одновременно работал над своей первой книгой — «Эстетикой смерти» (Halálesztétika)

Первая публикация его стихов состоялась в 1908 в антологии «Завтра» («Холнап», Holnap Antológia). В то время был последовательным поэтом-символистом, печатался в основанном Эндре Ади журнале «Запад» («Нюгат», Nyugat). В 1909 на сцене поставлено его первое драматическое произведение — постановка «Доктор Маргит Сенпал» (Doktor Szélpál Margit). В 1910 написал одноактную драму-мистерию в стихах «Замок герцога Синяя Борода». По замыслу автора, пьеса была не только самостоятельным произведением, но и готовым оперным либретто для Золтана Кодая. Однако присутствовавший при чтении пьесы Бела Барток был настолько захвачен этим замыслом, что Балаш отдал этот текст ему. Так появилась единственная опера Бартока.

В 1911—1912 путешествоваал по Европе, жил в Италии, Париже и Берлине; в это же время вышли первые сборники его стихов. В 1914 добровольцем ушёл на фронт; его военные дневники, рисующие мрачные картины ужасающих армейских будней, увидели свет в 1916. Балаш, близко знакомый с большинством деятелей Венгерской коммунистической партии и участвовавший в «Воскресном кружке» Дьёрдя Лукача, наряду с такими деятелями венгерской культуры, как Бела Фогараши, Фредерик Антал, Арнольд Хаузер, приветствовал установление в Венгрии советской власти, вошёл в состав Директории революционных писателей и работал в Наркомате просвещения Венгерской советской республики 1919 года. После разгрома режима эмигрировал из страны, выехав, подобно многим другим венгерским социалистам, в Вену, где сотрудничал в целом ряде немецко- и венгерскоязычных изданий, издавал поэзию, а также труды по кинокритике (включая «Видимого человека»).

С 1926 жил и работал в Берлине, где сотрудничал с Георгом Вильгельмом Пабстом и Эрвином Пискатором. Находясь в Германии, вступил в местную Компартию. В конце 1930 по приглашению советских писателей уехал из Берлина в Москву. В 1931—1945 годах Балаш жил в СССР, где он мог свободно писать и ставить постановки о периоде Венгерской советской республики. С 1932 жил в Москве, преподавал в киношколе. С 1938 — ведущий сотрудник газеты «Новый голос» («Уй Хонг», Új Hang), издававшейся в Москве на венгерском языке.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить