ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Балаш, Бела
Имя | Бела Балаш |
Оригинал имени | Balázs Béla |
Имя при рождении | Герберт Бауэр, Bauer Herbert |
Дата рождения | 4.8.1884 |
Место рождения | Сегед |
Дата смерти | 17.5.1949 |
Место смерти | Будапешт |
Род деятельности | XX века, XX века, Венгрии, XX века, Венгрии |
Жанр | рассказ, очерк, повесть, роман, пьеса, драма |
Язык произведений | венгерский, немецкий |
Бела Балаш (правильнее Балаж, Balázs Béla; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр, Bauer Herbert, 4 августа 1884, Сегед, — 17 мая 1949, Будапешт) — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино; философских наук.
Биография
В возрасте шести лет переехал с семьёй в Левочу в восточной Словакии, но после смерти отца, гимназийного учителя Симона Бауэра, с матерью вернулся в Сегед. В 1902 поступил в Будапештский научный университет имени Петера Пазманя. В общежитии Коллегиума Лоранда Ётвёша его соседом по комнате был будущий композитор Золтан Кодай. Окончив университет в 1906, отправился продолжать учёбу за границей. Так, в Берлинском университете он посещал лекции Георга Зиммеля и других всемирно известных учёных. В Берлине одновременно работал над своей первой книгой — «Эстетикой смерти» (Halálesztétika)
Первая публикация его стихов состоялась в 1908 в антологии «Завтра» («Холнап», Holnap Antológia). В то время был последовательным поэтом-символистом, печатался в основанном Эндре Ади журнале «Запад» («Нюгат», Nyugat). В 1909 на сцене поставлено его первое драматическое произведение — постановка «Доктор Маргит Сенпал» (Doktor Szélpál Margit). В 1910 написал одноактную драму-мистерию в стихах «Замок герцога Синяя Борода». По замыслу автора, пьеса была не только самостоятельным произведением, но и готовым оперным либретто для Золтана Кодая. Однако присутствовавший при чтении пьесы Бела Барток был настолько захвачен этим замыслом, что Балаш отдал этот текст ему. Так появилась единственная опера Бартока.
В 1911—1912 путешествоваал по Европе, жил в Италии, Париже и Берлине; в это же время вышли первые сборники его стихов. В 1914 добровольцем ушёл на фронт; его военные дневники, рисующие мрачные картины ужасающих армейских будней, увидели свет в 1916. Балаш, близко знакомый с большинством деятелей Венгерской коммунистической партии и участвовавший в «Воскресном кружке» Дьёрдя Лукача, наряду с такими деятелями венгерской культуры, как Бела Фогараши, Фредерик Антал, Арнольд Хаузер, приветствовал установление в Венгрии советской власти, вошёл в состав Директории революционных писателей и работал в Наркомате просвещения Венгерской советской республики 1919 года. После разгрома режима эмигрировал из страны, выехав, подобно многим другим венгерским социалистам, в Вену, где сотрудничал в целом ряде немецко- и венгерскоязычных изданий, издавал поэзию, а также труды по кинокритике (включая «Видимого человека»).
С 1926 жил и работал в Берлине, где сотрудничал с Георгом Вильгельмом Пабстом и Эрвином Пискатором. Находясь в Германии, вступил в местную Компартию. В конце 1930 по приглашению советских писателей уехал из Берлина в Москву. В 1931—1945 годах Балаш жил в СССР, где он мог свободно писать и ставить постановки о периоде Венгерской советской республики. С 1932 жил в Москве, преподавал в киношколе. С 1938 — ведущий сотрудник газеты «Новый голос» («Уй Хонг», Új Hang), издававшейся в Москве на венгерском языке.
Страницы: 1 2
Другие популярные авторы
Комментарии
