ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Баллард, Джеймс
Имя | Джеймс Баллард |
Оригинал имени | J. G. Ballard |
Имя при рождении | Джеймс Грэм Баллард |
Дата рождения | 15.11.1930 |
Место рождения | Шанхай, Китайская Республика |
Дата смерти | 19.4.2009 |
Место смерти | Лондон, Великобритания |
Род деятельности | прозаик |
Направление | Новая волна |
Дебют | «Ветер ниоткуда» (1961) |
Джеймс Грэм Ба́ллард (James Graham Ballard, литературная форма J. G. Ballard; 15 ноября 1930, Шанхай, Китай — 19 апреля 2009, Лондон, Великобритания) — британский писатель, одна из крупнейших фигур английской литературы второй половины XX века. Первоначально известность ему принесли научно-фантастические рассказы и романы, а позже также психопатологические триллеры («Автокатастрофа», «Бетонный остров» и др.).
Биография
Джеймс Баллард родился 15 ноября 1930 года в Шанхае в семье британского дипломата. Во время Второй мировой войны находился вместе с родителями в шанхайском японском концлагере для гражданских лиц. После освобождения переехал в Лондон, где по окончании школы поступил в ВВС Великобритании. На Балларда большое влияние оказало искусство сюрреализма. С 1956 года стал публиковать рассказы в научно-фантастических журналах. В 1961 году вышел его первый роман «Ветер ниоткуда» — как и последующие два — написанный в жанре романа-катастрофы.
В 1970 году выходит десятый сборник рассказов Балларда — «Выставка жестокости», принёсшая писателю скандальную известность. Включённые в книгу рассказы лишь самым отдалённым образом подпадали в категорию НФЛ. Балларда и раньше меньше всего интересовали такие аспекты НФЛ как прогресс, технологии, будущее, иноземные цивилизации и проч. — его основное внимание было сосредоточено на изменении психологии человека в силу самых экстраординарных обстоятельств. «Выставка жестокости» перенесла акцент прозы писателя с психологии на психопатологию: отныне герои Балларда были одержимы различными идеями, фобиями и болезненной страстью к насилию.
Кульминацией нового периода творчества стал роман «Автокатастрофа» (1973), экранизованный Дэвидом Кроненбергом в 1996 году), в котором писатель установил сексуальную связь между человеком и автомобильными авариями (их процессом и последствиями), доведя героя до полной одержимости проектированием смерти в автокатастрофе. В романе Баллард устами своего героя разработал смерть для Элизабет Тейлор, в другом рассказе того же времени был написал план убийства Жаклин Кеннеди. Американский издатель вернул рукопись обратно в Англию с пометкой «Автор явно патологически болен». Следом вышли романы «Бетонный остров» (1973) и «Высотка» (1975) — также представлявшие психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города.
Отходом от урбанизированной тематики стали новые романы «Фабрика бескрайних грёз» 1979 года (сюрреалистическая феерия эротического характера), «Привет, Америка», «Империя солнца» (автобиографический роман, по которому в 1987 году Стивен Спилберг поставил одноимённый фильм). С 1980-х годов новая тема Балларда — раскрытие тёмных сторон человеческого подсознания в поступках обычных людей, впитавших тщательно измеренные автором микродозы насилия — романы «Обезумевшие» (1988), «Кокаиновые ночи» (1994; и его более разработанная версия «Суперканны», 2000), «Люди Миллениума» (2003).
Страницы: 1 2