ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Барнс, Джулиан
Имя | Джулиан Барнс |
Оригинал имени | Julian Barnes |
Имя при рождении | Джулиан Патрик Барнс |
Псевдонимы | Дэн Кавана (Dan Kavanagh) |
Дата рождения | 19.1.1946 |
Место рождения | Лестер, Англия |
Род деятельности | Великобритании XXI века, эссеист, XXI века |
Годы активности | 1977 — по сей день |
Направление | постмодернизм |
Жанр | сатира, детектив |
Дебют | Метроленд |
Премии | Букеровская премия (2011) |
Джу́лиан Па́трик Барнс (Julian Patrick Barnes, 1946) — английский писатель, эссеист, литературный критик, один из видных представителей литературы постмодернизма. Лауреат Букеровской премии (2011).
Биография
Джулиан Патрик Барнс родился 19 января 1946 года в городе Лестер в центре Англии.
С 1957 по 1964 годы учился в Школе Лондонского Сити (City of London School). После окончания школы Барнс поступает в колледж «Магдалена» Оксфордского университета, на факультет современных западноевропейских языков. В 1968 году с отличием оканчивает университет.
Первыми литературными опытами стали детективные рассказы, которые Барнс публиковал под псевдонимом Дэн Кавана. После ряда публикаций в литературных альманахах — напечатал свой первый роман «Метроленд», удостоенный премии Сомерсета Моэма. Роман рассказывает о судьбе поколения бунтарей и нигилистов 1960-х.
Роман «История мира в 10 ½ главах» (1989) явился настоящим событием в литературе. Написанный в жанре антиутопии, роман ищет ответы на ряд философских вопросов о сущности человека, его прошлом, настоящем и будущем.
Среди произведений Барнса есть новеллы о любви, например «До того, как она встретила меня», «Как всё было» (Премия Фемина,1992), «Любовь и так далее».
Роман «Попугай Флобера» (Премия Медичи, 1986) представляет собой интересное исследование о роли автора в творческом процессе.
Барнс трижды за свою творческую карьеру попадал в шорт-лист Букеровской премии, и стал её лауреатом в 2011 году. Примечательно, что некоторые российские издательства не первый год ошибочно представляют Барнса как лауреата этой премии. В 2005 году на соискание Букера был выдвинут роман «Артур и Джордж». Английские букмекеры считали Барнса фаворитом, однако стать победителем ему было не суждено. В 2011 году это недоразумение было преодолено. Барнс был удостоен премии за роман «Предчувствие конца».
Романы «Метроленд» и «Любовь и так далее» были экранизированы в Великобритании и Франции соответственно.
Был женат на своём литературном агенте Пэт Кавана, с которой они жили в Северном Лондоне. В октябре 2008 Пэт скоропостижно умерла от рака.
Библиография
Романы и рассказы
- Метроленд / Metroland (1980, рус. перевод 2001)
- До того, как она встретила меня / Before She Met Me (1982, рус. перевод 2005)
- Попугай Флобера / Flaubert’s Parrot (1984, рус. перевод 2002)
- Глядя на солнце / Staring at the Sun (1986, рус. перевод 2005)
- История мира в 10½ главах / A History of the World in 10½ Chapters (1989, рус. перевод 1994)
- Как всё было / Talking it Over (1991, рус. перевод 2002)
- Дикобраз / The Porcupine (1992, рус. перевод 1995)
- По ту сторону Ла-Манша / Cross Channel (1996, рус. перевод 2005) (рассказы)
- Англия, Англия / England, England (1998, рус. перевод 2003)
- Любовь и так далее / Love, etc (2000, рус. перевод 2003)
- Лимонный стол / The Lemon Table (2004, рус. перевод 2006) (рассказы)
- Артур и Джордж / Arthur & George (2005, рус. перевод 2007)
- Нечего бояться / Nothing to Be Frightened Of (2008, рус. перевод 2011) (мемуары)
- Пульс / Pulse (2011, рус. перевод 2011) (рассказы)
- Предчувствие конца / The Sense of an Ending (2011, рус. перевод 2012), удостоен Букеровской премии
Под псевдонимом Дэн Кавана
- Даффи влип / Duffy (1980, рус. перевод 2005)
- / Fiddle City (1981)
- / Putting the Boot In (1985)
- / Going to the Dogs (1987)
Документальная проза
- Письма из Лондона / Letters from London (1995)
- Хочу заявить / Something to Declare (2002)
- Педант на кухне / The Pedant in the Kitchen (2003)
«История мира в 10½ главах»
Роман написан в традициях постмодернизма. Он состоит из рассказов, объединённых едиными мотивами и образами. Наиболее ярко выражены: образ моря, образ корабля (корабль — Ковчег — дом), образ текучей воды (время). Мотив деления на чистых и нечистых. Действие происходит не в хронологическом порядке.
- 1 глава — «Безбилетник» — легенда о всемирном потопе, рассказанная личинкой червя древоточца.
- 2 глава — «Гости» — Современный мир, захват террористами туристического лайнера.
- 3 глава — «Религиозные войны» — 16 век, церковный суд над червями древоточцами.
- 4 глава — «Уцелевшая» — О женщине, которая теряет рассудок после Чернобыльской аварии.
- 5 глава — «Кораблекрушение» — 1816 год, реальное кораблекрушение и картина Жерико.
- 6 глава — «Гора» — паломничество Аманды Фергюсон на Арарат.
- 7 глава — «Три простые истории» :
- 1 история — о человеке дважды спасшемся с Титаника.
- 2 история — о человеке, проглоченном китом.
- 3 история — о депортируемых из Германии евреях.
- 8 глава — «Вверх по реке» — письма о съемочном процессе в джунглях.
- ½ глава — «Интермедия» — рассуждения самого автора о любви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
- 9 глава — «Проект Арарат» — поиски Ковчега американским астронавтом.
- 10 глава — «Сон» — модернизированный рай, границы между раем и адом стерты, ад — парк аттракционов..