ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Бажов, Павел Петрович


Во вновь образованном Ревкоме Бажов занял скромный пост заведующего управлением народного образования, также заведовал профбюро. Попутно он становится редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем газеты. Одновременно ему вменяется в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создаёт учительские курсы, организует школы по ликвидации неграмотности, принимает участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости посылается 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особоуполномоченным упродкома по продразвёрстке. Осенью 1921 года он перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.

В конце 1921 года Бажов вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвращается на родной Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губ. ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжает журналистскую и литературную деятельность, пишет книги по истории Урала, собирает фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923-1931 работал в областной "Крестьянской газете".

В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.

Ещё в 1918 году П. П. Бажов вступил в РКП(б). В сложный период 1930-х годов его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали.

С 1940 г. П. П. Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию.

Депутат ВС СССР 2—3 созывов с 1946 года.

Скончался Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

Сказы

Многие из сказов (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

Архетипичность образов

Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных.

Весьма образны персонификации природных сил:

  • Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
  • Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеевки или Медяницы. Одна из них — Золотой Волос — выведена в одноименном сказе.
  • Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья — герой сказа «Синюшкин колодец».
  • Огневушка-Поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси).
  • Серебряное копытце — волшебный козёл, у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.
  • Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».
  • Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить