ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Берроуз, Уильям Сьюард


Писатель вернулся к форме автобиографии, опубликовав произведение «Моё образование: книга снов» (1995, рус. перевод 2002) — коллекцию записанных в различные периоды жизни сновидений. Данная работа станет последней крупной книгой Берроуза, опубликованной прижизненно. В начале писатель объяснял название, описывая приснившийся ему в 1959 году сон:

В 1990-е Берроуз редко покидал Лоуренс, штат Канзас, где поселился ещё в 1981 году. После «Книги снов» писатель больше не взялся ни за одно крупное произведение, переключившись на студийные записи. Так, в период с 1995 по 1996 он записал две аудиокниги — по «Голому завтраку» и «Джанки». Начиная с лета 1996 года писатель всё больше времени проводил со своими близкими друзьями. В этом же году одним из друзей Берроуза курировалась выставка в Los Angeles County Museum of Art, посвящённая последним тридцати пяти годам изобразительного искусства, связанного с творчеством писателя (начиная с их совместных работ с Гайсином). Берроуз остался выставкой очень доволен. После неё прошли ещё несколько публичных мероприятий, связанных с творчеством автора.

Писатель создал несколько сценариев для театральных пьес и снялся в эпизодической роли в фильме Гаса Ван Сента «Аптечный ковбой». В 1993 году рассказ «Торчковое рождество» (The Junky's Christmas, из сборника «Интерзона») был экранизирован под одноимённым названием (в рус. переводе «Рождество наркомана» / «Рождество торчка»). Режиссёрами короткометражного чёрно-белого мультфильма, созданного по технике пластилиновой анимации, выступили Ник Донкин (Nick Donkin) и Melodie McDaniel, продюсером — Фрэнсис Форд Коппола. В мультфильме использован голос автора произведения, выполняющего роль закадрового рассказчика.

В 1997 году из-за болезни сердца писатель стал регулярно носить с собой нитроглицериновые таблетки. При этом Берроуз никогда не предпринимал попыток самоубийства. В начале апреля Гинзберг позвонил своему другу и сообщил, что у него — неоперабельный рак печени, и жить ему осталось от силы месяцев пять. Впрочем, оставалось ещё меньше — пятого числа поэт скончался. Реакция Берроуза на смерть последнего близкого человека, у него оставшегося, была философской. Писатель смирился с тем, что все, кого он хорошо знал и любил, умерли (жена — 1951, Керуак — 1969, сын — 1981, Гайсин — 1986, Лири — 1996). Из-за артрита он не мог больше печатать и в последние месяцы жизни писал от руки — исключительно дневниковые записи (впоследствии они будут изданы отдельной книгой). Последние годы жизни он провёл под присмотром ставшего на тот момент близким другом Грауэрхольца.

Уильям Сьюард Берроуз скончался 2 августа 1997 года в возрасте 83 лет от последствий перенесённого днём ранее инфаркта миокарда. Писатель похоронен рядом с остальными членами своей семьи на кладбище Bellofontaine в Сент-Луисе.

Творчество

Основные темы и ключевые идеи

Критики выделяют три основные темы в творчестве Берроуза — наркотическую зависимость, контроль (в широком смысле слова) и гомосексуальность.

Испытавший огромное количество проблем с законом по причине употребления наркотиков, писатель часто обращался к данной теме во множестве своих художественных работ, но и не меньшее внимание уделено в публицистических текстах. Д. Одье приводит эссе «Антиджанк», иллюстрируя мнение автора:

В данном срезе выделяется важнейшая сторона отношения Берроуза к наркозависимости — критицизм современных методов лечения пагубной привычки, применяемых в Соединённых Штатах Америки. Писатель находил используемые препараты опасными и упирал на их крайне низкую эффективность. Писатель цитировал Д. Дента по книге «Пагубные пристрастия и их лечение»: «Апоморфин лишён успокаивающего, наркотического эффекта и не вызывает привыкания. Это метаболический регулятор, надобность в котором отпадает, как только выполнена его работа». Курс же лечения от наркомании в Лексингтоне, штат Кентукки, представлял собой десятидневный отказ от наркотика с замещением последнего метадоном — что, по уверению Берроуза, вело к стопроцентному рецидиву, о чём прекрасно были осведомлены и сами врачи. Писатель говорил: «Глава исследовательского отдела Лексингтонского центра — доктор Избелл. Доктор Дент, основатель Английского общества по исследованию природы зависимости, так и не сумел заинтересовать его в лечении апоморфином, посредством которого сам вот уже сорок лет успешно избавляет людей от зависимости».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить