ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Берроуз, Уильям Сьюард


Вместе с Берроузом Гайсин продолжил разработку «метода нарезок», что в итоге вылилось в книги «Minutes to Go» (1960), «Дезинсектор!» (1973, рус. перевод 2001) и «The Third Mind» (1977). Берроуз говорил, что «нарезки» создают новые связи между изображениями — и вследствие этого линии видимого расширяются. Помимо прочего, писатель был уверен, что нарезки содержат закодированные послания, имеющие значение для разрезающего или даже обеспечивающие феномен случая. Он писал: «Метод нарезок способен наводнить масс-медиа иллюзиями». Джозефина Хендин (Josephine Hendin) добавляет также, что Берроуз сразу же отметил важность открытия «метода нарезок» — и вместе с Гайсином они с головой окунулись в эксперименты, разрезая издания The Saturday Evening Post, Time magazine, тексты Рембо и Шекспира. Некоторыми исследователями творчества Берроуза по части влияния на писателя Гайсину отводится одна из ключевых ролей.

В октябре 1957-го года Гинзберг со своим любовником Питером Орловски переехал в Париж. Год спустя к ним присоединился Берроуз, переживавший последствия лечения апоморфином от наркозависимости. Много лет спустя, отвечая на вопрос о данном препарате Д. Одье, Берроуз скажет: «Это [открытие апоморфина] поворотный пункт между жизнью и смертью. Без апоморфина я бы не излечился. Не написал бы „Голый завтрак“». Берроуз утверждал:

Говоря об использовании апоморфина в излечении наркомании, Берроуз отмечал отсутствие крупных исследований препарата фармацевтическими компаниями и указывал на теоретическую возможность синтетического получения вещества в пятьдесят раз сильнее апоморфина и избавления от тошноты как основного побочного эффекта лекарства. Основываясь на собственном опыте, писатель делал ремарку, озвучивая единственный рецидив спустя два года после первого курса лечения апоморфином — второй же курс полностью устранил пристрастие к тяжёлым наркотикам и являлся самым эффективным из множества испробованных им методов. В современной фармацевтике апоморфин применяется в основном как отхаркивающее, рвотное средство и для лечения алкоголизма.

В это время Керуак, Ансен и Гинзберг помогали перерабатывать и оформлять разрозненный материал Берроуза — к 1958 году вместе они закончили черновой вариант «Голого завтрака»; рукопись в этом же году была предложена Морису Жиродиа, однако он ответил отказом. Писатель был вынужден обратиться в Сан-Франциско к Лоуренсу Ферлингетти и его «City Lights»; Oliver Harris, соавтор книги «Письма Уильяма Берроуза», отмечает, что хоть писатель и пошёл на уступки — согласившись вычеркнуть из текста «грязные» моменты, Ферлингетти всё равно отклонил предложение выступить издателем «Голого завтрака». Только некоторое время спустя, когда значительный отрывок книги был опубликован «Chicago Review», интересом к рукописи проникся ранее отказавшийся от неё Жиродиа.

Здесь же, в Париже, завязалось важное знакомство — Гайсин представил Берроузу режиссёра Antony Balch; втроём они начали совместную работу над рядом кинопроектов по мотивам творчества Берроуза.

В это же время Берроуз, оставаясь в Париже, начал перерабатывать свои многочисленные дневниковые записи и зарисовки, которые он делал в ходе своих путешествий по Европе и Штатам. Итогом его работы стали три романа — «Мягкая машина», «Билет, который лопнул» и «Нова Экспресс», объединённые в единую трилогию «Нова». В определённой степени «Трилогия Нова» повлияла не только на становление «метода нарезок» в литературе, но и в значительной мере способствовала развитию жанра киберпанк. Роман был издан Olympia Press в 1959 году во Франции, однако попал в список запрещённых к изданию на территории США книг по причине широкого использования нецензурной лексики, наличия сцен с педофилией и убийствами детей. Примечательно также то, что и во Франции не обошлось без скандала — дело дошло до того, что видным литераторам пришлось даже написать открытое письмо к правительству страны, оправдывая действия Жиродиа по выпуску романа в печать. В 1960 году писатель перебрался в Лондон, где продолжил работать над новыми произведениями. Англию он покинул только год спустя, решив провести лето в любимом городе — в Танжере; там же он впервые встретился с Т. Лири, с которым завязалась дружба. Берроуз в дальнейшем неоднократно посещал Лири в Соединённом Королевстве.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить