ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Блейк, Уильям


Психоаналитик Джун Сингер писала о том, что поздние работы Блейка представляют собой развитие идей поэта, впервые отражённых им в ранних творениях, в частности поистине гуманитарная идея объединения тела и души. Завершающая часть расширенного подробного издания исследования Блейка под названием Порочная Библия называет поздние работы поэта «Библией Ада», упоминаемой в Бракосочетании Рая и Ада. Рассуждая о последнем стихотворении Блейка «Иерусалим».

Джон Мидлтон Марри отмечает разрыв связи между Бракосочетанием и поздними работами. В то время как в ранних Блейк сосредоточен «противоборством между страстью и разумом», позже Блейк подчеркивал самопожертвование и прощение как путь к гармонии. Отказ от дуалистической идеи в Бракосочетании Рая и Ада свидетельствует, в частности, гуманизации характера Уризена как одного из героев его произведений в более поздних работах. Миддлтон характеризует более поздние работы Блейка наличием в них «взаимопонимания» и «взаимного прощения».

Блейк и сексуальность

Движение «свободной любви» в XIX веке

Кроме всего, Блейка (наравне с Мэри Уоллстоункрафт и её мужем Уильямом Годвином) считают предвестником разразившегося в XIX веке движения «свободной любви», обширной реформы, которую начали воплощать в жизнь ещё в 1820 году. Их реформа утверждала, что брак — это рабство и выступала за отмену всех государственных запретов, касающихся сексуальной активности, таких как гомосексуализм, проституция, и даже адюльтер (нарушение супружеской верности), кульминацией чего стало появление движения по контролю рождаемости в самом начале XX века. Однако изучение Блейка было более сфокусировано на данной теме в начале XX века, чем сегодня, хотя она нередко обсуждается, к примеру одним из ученых по имени Мангус Анкарсъё, который своей интерпретацией бросает вызов коллегам.

Блейк стал невероятно популярной частью Американской контркультуры 1960-х (особенно благодаря влиянию Алена Гинсберга и Олдоса Хаксли). В течение этого периода термин «свободная любовь» использовался чаще всего для того, чтобы выразить переходящую все границы беспорядочность в связях, в частности ссылаясь на оставшееся в истории под названием «лето любви» в Сан-Франциско. Но движение «свободной любви» Блейка заостряло внимание на идее Уоллстоункрафт о том, что утверждённый государством брак это «легальная проституция». Этому движению, скорее, сопутствовали идеи ранних феминистских движений (судя по очеркам Мэри Уоллстоункрафт, которой Блейк восхищался) и современных движений за свободу, а также идеи культуры хиппи.

В действительности, Блейк противился законам брака своего времени и порицал традиционные моральные и христианские устои, утверждавшие, что воздержание от измен есть добродетель для брака. В период острых неурядиц в семье, одной из причин которых стало бесплодие Кэтрин, он твёрдо заявил о намерении привести в дом вторую жену. Его поэзия утверждает, что требования внешнего мира о железной верности превращают любовь из привязанности в обязанность. Такое стихотворение, как «Ответ Земли» словно пропагандируют полигамию. В стихотворении Лондон он описывает «Брачный катафалк». «Видения Дочерей Альбиона» — дань свободной любви, где отношения между Бромионом и Утуной, по его мнению, держатся на законе, а не любви. Для Блейка Любовь и закон — абсолютно противные друг другу вещи, он бранит «замерзшее любовное ложе». На самом деле, Блейк страсть называет любовью, в то время как любовь в представлении критикуемых им воспринимается как духовная близость к одному конкретному человеку. В Видениях Блейк пишет:

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить