ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Богданов, Леон Леонидович
Имя | Леон Богданов |
Дата рождения | 25.12.1942 |
Место рождения | Куйбышев, СССР |
Дата смерти | 25.2.1987 |
Место смерти | Ленинград, СССР |
Род деятельности | прозаик, поэт, художник |
Направление | абсурдизм |
Жанр | дневниковая проза |
Язык произведений | русский |
Премии | Премия Андрея Белого |
Лео́н Леони́дович Богда́нов (25 декабря 1942, Куйбышев, СССР — 25 февраля 1987, Ленинград, СССР) — русский художник, поэт, прозаик, литератор, один из представителей ленинградской неофициальной культуры 1970—1980 годов.
Биография и творчество
Леон Богданов родился 25 декабря 1942 г. в эвакуации, в Куйбышеве, после войны семья жила в Германии, потом в Ленинграде.
С детства занимался живописью и графикой, ещё школьником познакомился с деятелями неофициальной ленинградской культуры, в частности, с Константином Кузьминским и Борисом Понизовским, впоследствии – активными деятелями неофициального ленинградского искусства.
Принимал участие в квартирных выставках, писал стихи, эссе, прозу, печатавшиеся в самиздатовских альманахах и журналах, в том числе в сборнике «Лепрозорий–23» (1976), в журнале «Часы» (1980 год, №23), в «Митином журнале», в ейском журнале «Транспонанс», в антологии «У Голубой лагуны». Как живописец Богданов писал и абстрактные, и фигуративные работы, в литературе эволюционировал от абсурдистских ранних текстов и текстов-коллажей к дневниковой прозе, отмеченной медитативностью и цельным восприятием мира. На творчество Леона Богданова в равной степени повлияли поэзия Велимира Хлебникова и увлечение восточными философией и искусством.
Лауреат Премии Андрея Белого 1986 года с формулировкой «за книгу "Заметки о чаепитии и землетрясениях", позволяющую европейскому уху услышать "в музыке флейты земли — звучание флейты неба"».
Умер от инфаркта 25 февраля 1987 года. Первая книга вышла лишь в 2002 году в издательстве НЛО.
Критика
Виктор Пивоваров:
«„Заметки“ Богданова не просто потрясают, они „переворачивают душу“. Что значит „перевернуть душу“? Это значит — взболтать то состояние относительного равновесия, в котором находится каждый из нас, нарушить тот выработанный годами тонкий баланс между внутренним и внешним „я“, между этими „я“ и социальным пространством, природой, космосом, смертью и пр. и пр. Если нам „перевернуть душу“, мы оказываемся голыми и незащищенными перед чем-то огромным и необъяснимым, надвигающимся на нас, как в страшном сне или фильме ужасов».
К.Козырев:
«И литература, и живопись его изумительно просты — до очевидности, до трюизма — и вместе с тем какая в них утонченность, виртуозность, какое сложное восприятие, колоссальная эрудиция! Простота — не первая ступень его художественной биографии, а ее завершающая цель, вбирающая в себя то в спрессованном, то в разреженно-неприметном виде сложность самых разных культур и миров».
Книги
Заметки о чаепитии и землетрясениях. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 544 с.