ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Богданов, Леон Леонидович


ИмяЛеон Богданов
Дата рождения25.12.1942
Место рожденияКуйбышев, СССР
Дата смерти25.2.1987
Место смертиЛенинград, СССР
Род деятельностипрозаик, поэт, художник
Направлениеабсурдизм
Жанрдневниковая проза
Язык произведенийрусский
ПремииПремия Андрея Белого

Лео́н Леони́дович Богда́нов (25 декабря 1942, Куйбышев, СССР — 25 февраля 1987, Ленинград, СССР) — русский художник, поэт, прозаик, литератор, один из представителей ленинградской неофициальной культуры 1970—1980 годов.

Биография и творчество

Леон Богданов родился 25 декабря 1942 г. в эвакуации, в Куйбышеве, после войны семья жила в Германии, потом в Ленинграде.

С детства занимался живописью и графикой, ещё школьником познакомился с деятелями неофициальной ленинградской культуры, в частности, с Константином Кузьминским и Борисом Понизовским, впоследствии – активными деятелями неофициального ленинградского искусства.

Принимал участие в квартирных выставках, писал стихи, эссе, прозу, печатавшиеся в самиздатовских альманахах и журналах, в том числе в сборнике «Лепрозорий–23» (1976), в журнале «Часы» (1980 год, №23), в «Митином журнале», в ейском журнале «Транспонанс», в антологии «У Голубой лагуны». Как живописец Богданов писал и абстрактные, и фигуративные работы, в литературе эволюционировал от абсурдистских ранних текстов и текстов-коллажей к дневниковой прозе, отмеченной медитативностью и цельным восприятием мира. На творчество Леона Богданова в равной степени повлияли поэзия Велимира Хлебникова и увлечение восточными философией и искусством.

Лауреат Премии Андрея Белого 1986 года с формулировкой «за книгу "Заметки о чаепитии и землетрясениях", позволяющую европейскому уху услышать "в музыке флейты земли — звучание флейты неба"».

Умер от инфаркта 25 февраля 1987 года. Первая книга вышла лишь в 2002 году в издательстве НЛО.

Критика

Виктор Пивоваров:

«„Заметки“ Богданова не просто потрясают, они „переворачивают душу“. Что значит „перевернуть душу“? Это значит — взболтать то состояние относительного равновесия, в котором находится каждый из нас, нарушить тот выработанный годами тонкий баланс между внутренним и внешним „я“, между этими „я“ и социальным пространством, природой, космосом, смертью и пр. и пр. Если нам „перевернуть душу“, мы оказываемся голыми и незащищенными перед чем-то огромным и необъяснимым, надвигающимся на нас, как в страшном сне или фильме ужасов».

К.Козырев:

«И литература, и живопись его изумительно просты — до очевидности, до трюизма — и вместе с тем какая в них утонченность, виртуозность, какое сложное восприятие, колоссальная эрудиция! Простота — не первая ступень его художественной биографии, а ее завершающая цель, вбирающая в себя то в спрессованном, то в разреженно-неприметном виде сложность самых разных культур и миров».

Книги

Заметки о чаепитии и землетрясениях. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 544 с.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить