ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Буренин, Виктор Петрович


Издатель «Нового времени» Суворин понимал, что Буренин «литературу презирает и глумится над нею», даже «ненавидел» его, однако был вынужден терпеть и печатать его, учитывая спрос определённых кругов читателей. Среди «жертв» Буренина 1890—1910-х годов — Максим Горький, Антон Чехов, Короленко, Леонид Андреев, Бунин, Блок, Брюсов, Бальмонт и другие. Сохранив пафос «отрицания» 1860-х годов, Буренин поменял его политический знак на противоположный, не щадя своих сатирических красок для революционных кругов, «жидовских листков» и т. п.

Наиболее конструктивной и интересной частью «нигилистического» наследия Буренина стали стихотворные и прозаические пародии, которые он публиковал на протяжении более тридцати лет. Несмотря на обычную для Буренина грубость, они часто были метки и смешны. Александр Блок знал наизусть пародии Буренина на свои стихи и нередко читал их в кругу знакомых. В выходившие в советское время антологии стихотворной и театральной пародии неизменно включались и пародии Буренина. Корней Чуковский, с которым «бодрый старик» Буренин делился воспоминаниями о 1860-х годах, отметил: «Говоря беспристрастно, это был один из самых даровитых писателей правого лагеря».

После смерти Суворина в 1912 г. Буренин начал издавать собрание сочинений (не оконченное из-за революции). Публикация портрета Буренина в издававшемся нововременской редакцией журнале «Лукоморье» в 1915 году стала предлогом для отказа от сотрудничества с изданием ряда молодых литераторов. После 1917 г. лишившийся нововременской «кафедры» критик занялся писанием мемуаров; к этому времени относятся его сатирические альбомные стихи о современности, адресованные Михаилу Кузмину и Чуковскому. В 1921 году возобновившееся в Белграде под редакцией сына Суворина «Новое время» в одном из первых номеров опубликовало, поверив дошедшим из России слухам, прижизненный некролог Буренина (6 сентября). Выжить сильно нуждавшемуся 80-летнему Буренину помог объект его постоянных издевательств — Максим Горький, способствовавший назначению пайка для заслуженного литератора.

Буренин писал также фельетонные повести, выступал как драматург (пьесы из античности и древнерусской жизни, в том числе в соавторстве с Сувориным), в постановках которых главные роли играли М. Н. Ермолова, М. Г. Саввина и другие известные актрисы, переводил стихи и пьесы (Гюго, Байрон, Шекспир, Гауптман и другие).

Буренина увековечил во многом близкий ему Дмитрий Минаев в эпиграмме.

Библиография

  • Сочинения, т. I—V, СПб., 1912—1917 (не окончено)

  • «Очерки и пародии» (СПб., 1874); 2-е изд. — 1895;
  • «Былое», стихотворения (СПб., 1880);
  • «Стрелы», стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889);
  • «Песни и шаржи», новые стихотворения (СПб., 1886);
  • I — «Мертвая нога» (таинственный процесс) и II — «Роман в Кисловодске» (3-е изд., СПб., 1889 — две повести);
  • «Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр.» (СПб., 1879);
  • «Критические очерки и памфлеты» (СПб., 1884);
  • «Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд» (СПб., 1884);
  • «Критические этюды» (СПб., 1888);
  • «Хвост» (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893);
  • «Пипа и Пуся», юмористические рассказы" (СПб., 1894);
  • «Голубые звуки и белые поэмы» (1895, пародия).
  • «Горе от глупости», СПБ, 1905
  • либретто к опере Ц. Кюи «Анджело» (СПб., 1875)

Пьесы:

  • «Медея» (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным);
  • «Мессалина» (1885);
  • «Смерть Агриппины» (СПб., 1886);
  • «Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне» (М., 1890);
  • «Пленник Византии» (драма, 1893);
  • «Диана Форнари» (драма, 1894);
  • «Все хорошо, что хорошо кончилось» (комедия, 1893);
  • «Матрона Эфесская» (оперетта, музыка Иванова);
  • «Ожерелье Афродиты» (драма, 1896);
  • «Потонувший колокол» (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897);
  • «Сердце принцессы Озры» (1898);
  • «Забава Путятишна» (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897);
  • «Не знаешь, где найдешь» (комедия, перевод);
  • «Женщина с кинжалом»;
  • «Нерон» (трагедия, перевод);
  • «Императрица Византии» (драма)
  • «Театр» (т. I—II, 1903—1905).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить