ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Цанкар, Иван


Жизнь в Вене, особенно в первые годы, была полна лишений и голода, постоянной нехватки средств к существованию, однако Цанкар уже в первые годы жизни здесь изучил всю итальянскую и французскую литературу, читал книги по искусству, философии, истории, политике, участвовал в собраниях, дискуссиях, просветительской работе. В Вене Иван Цанкар прожил 11 лет, до 1909 г.

В 1909 г. некоторое время жил у своего брата Карла — священника, секретаря архиепископской палаты в Сараево, затем окончательно вернулся в Любляну.

Здесь сначала поселился в гостинице «Тиволи», весной 1910 г. переселился на Рожник (холм в окрестностях тогдашней Любляны), где жил у семьи Бергманов до 1917 г.

В 1910—1912 гг. много путешествовал по Словении, читал лекции в некоторых городах о словенской литературе.

12 мая 1913 г. прочитал в Люблянском городском доме лекцию «Словенцы и югославы» (слов. Slovenci in Jugoslovani), где высказывался за объединение всех южных славян в общее государство с сохранением языковой и культурной самобытности каждого славянского народа. Из-за высказываний в поддержку югославского политического союза был осужден на недельное тюремное заключение и возмещение судебных убытков. В августе 1914 г. отправился в Врхнику навестить больного отца, здесь был вновь арестован за сербофильские высказывания, якобы произнесенные в местном питейном заведении. Был без следствия посажен в люблянскую крепость, откуда был выпущен 9 октября. Во время его пребывания в тюрьме умер отец, о чем Цанкару не сообщили.

В ноябре 1915 г. Цанкара призвали в армию и отправили в Югендбунд в южную Австрию, но из-за слабого здоровья он был через месяц отпущен и вернулся на Рожник. В августе 1917 г. переселился в центр Любляны. В конце октября 1918 г. упал, получил сотрясение мозга, не оправившись от него, заболел гриппом, перешедшим в воспаление легких, и 11 декабря умер. Похоронен в Любляне, на кладбище Жале, вместе с товарищами по перу — Йосипом Мурном, Драготином Кетте и Отоном Жупанчичем, в так называемой «общей гробнице модернизма».

Цанкар был слаб физически, но отличался силой духа. Он был умен, полон парадоксов, иронии и сарказма, вместе с тем сентиментален, чувствителен и склонен к мечтательности, с развитым этическим чувством.

Творчество

Иван Цанкар начал писать еще в студенческие годы. В его первом опубликованном произведении — балладе «Иван Кациянар» ( Ivan Kacijanar, 1893) чувствуется влияние наиболее известного словенского писателя А. Ашкерца, в стихотворениях 1894—1896 гг. — влияние словенского поэта-лирика С. Грегорчича. Публиковал свои произведения в издании «Люблянский колокол» (Ljubljanski zvon) и других изданиях.

Знакомство с новейшими течениями европейской литерaтуры — натурализмом и декадансом привело к появлению в творчестве Цанкара иронии и скепсиса. Некоторое время увлекался Метерлинком. В 1899 г. вышел первый сборник его поэзии «Эротика» (Erotika), наряду с вышедшим в том же году сборником Отона Жупанчича «Чаша опьянения» (Čaša opojnosti), ознаменовавший начало словенского модерна в литературе. В первом поэтическом сборнике собрана юношеская любовная поэзия. В том же году вышел второй сборник — «Виньетки» (Vinjete). Выход этих книг вызвал скандал. По приказу люблянского архиепископа Еглича весь тираж «Эротики» был скуплен и сожжен. Цанкар, признававший сильное чужое влияние на стихи этого сборника, пересмотрел и улучшил его состав и подготовил новое издание (1902).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить