ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Дышаленкова, Римма Андрияновна


Сценарии к телефильмам

  • Дом
  • Золотые числа Пифагора
  • Камни счастья
  • Так говорил Заратустра
  • Цивилизация Мухаметзяна Хакимова — студия документальных фильмов «Альфаир» (Магнитогорск), режиссёр В. Трофимов

Литературная основа музыкальных произведений

  • кантата «На Урале заводском» в 10 частях (композитор В. Сидоров) — на поэму «Уральская кадриль»
  • сюита «Счастье моё» для вокального ансамбля и оркестра народных инструментов в 4 частях (композитор В. Сидоров)
  • песни «Бедный мальчик», «Могильщик» из альбома «Бессонница» (автор-исполнитель А. Газалиев)

Звания

  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации (май 2005)
  • Сопредседатель правления Челябинского областного отделения Союза писателей России (1998)
  • Член-корреспондент Академии литературы (2002)

Награды

  • Почётный знак «За заслуги перед городом Магнитогорском» (2012)
  • Всероссийская литературная премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2004) — «за книгу „Прощальное слово о знахаре“, ярко воплотившую в себе лучшие традиции уральской литературной школы, гражданственность и чувство ответственности за родную землю»
  • Государственная премия Челябинской области в сфере культуры и искусства (2005)
  • Литературная премия имени Бориса Ручьёва (1998)
  • Цветаевская премия Фонда культуры Челябинской области (1994)
  • Диплом Фестиваля документальных фильмов (г. Тюмень) — за сценарий фильма «Золотые числа Пифагора»
  • Специальный диплом «За достижение интеллектуальных высот» Девятого Евразийского телефорума (2006) — за сценарий фильма «Цивилизация Мухаметзяна Хакимова»

Оценки современников

  • Московский поэт, руководитель семинара Литинститута В. Сидоров (1978):

На всём творчестве Риммы Дышаленковой лежит явственный отпечаток её личного жизненного опыта. Но этот опыт не локален, не единичен. Поэтому осознание его вырастает в большое обобщение. Это продолжение разговора о судьбе общей и личной, о неразрывной связи всего живого на земле…

Ни один поэт на моей памяти с такой любовью и талантом и такими чудно-местными подробностями не писал Урал городов, самоцветов, преданий, обычаев…

  • Челябинский литературовед, журналист Я. Гайваронцев (2002):

Римма Дышаленкова обладает редким в нынешней литературе даром рассказывать. Ее хорошо читать, укрывшись мягким пледом, слушая вой метели за окном. Истории эти уютны, от них веет домашними запахами и детскими воспоминаниями. Они сплетены из «неписаных законов», сказок, заповедей старых людей, народных рецептов, послевкусия прочитанных книг и рассказаны чистым русским языком. Мнимая бесхитростность этих жизненных историй как-то неожиданно оборачивается притчами о доме, о родном крае, о предназначении человека.

  • Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века Магнитогорского государственного университета Т. Таянова (2007):

Тридесятое царство её книги — то ли райское, то ли сказочное, то ли детское, не от мира сего. В нём преходящее соседствует с вечным, житийное с житейским, свет рождается из тьмы, а мистика из самоиронии. Автор точно знает, что всё вокруг — тайны, что всё окружающее — шифр. Она расшифровывает тайное не столько литературой, сколько душой, и для того лишь, чтобы погрузиться в другую, ещё более глубокую тайну, заслужить ещё более удивительное прозрение.

Интересные факты

  • По странному совпадению при поступлении в Литинститут почти на всех экзаменах по современной русской литературе абитуриентке Дышаленковой попадались билеты по творчеству её земляка и наставника, Б. Ручьева. Изумлённым экзаменаторам оставалось лишь разводить руками, повторяя: «Ну да, за вами же Ручьёв стоит».
  • Одно из самых дорогих признаний своего творчества Дышаленкова неожиданно обнаружила в 1981, прибыв на празднование 225-летнего юбилея Сатки. У въезда в город всех гостей встречал красочный щит с фрагментом её стихотворения «Четыре окна»:
: Меж гор безымянных, в туманном распадке
гнездится касаткою город мой Сатка.
О Сатке тоскую, о Сатке пою,
там сосны застыли в былинном строю.

  • Самым громким «бестселлером» Риммы Дышаленковой является вышедшая в Южно-Уральском книжном издательстве 100-тысячным тиражом книга детских стихов «Чудесный самолёт. Разговор с очень взрослым сыном». В 1989 году по тиражу в Челябинской области её обошёл лишь выпущенный для школьных библиотек сборник сочинений А. С. Пушкина.
  • Римма Дышаленкова не только писала сценарии к телевизионным фильмам, но и сыграла в одном из них: в фильме «Золотые числа Пифагора», увенчанном дипломом Тюменского фестиваля документальных фильмов, она выполняет ключевую роль рассказчицы.
  • Как-то в конце 70-х годов магнитогорская поэтесса Нина Кондратковская выступала со своими произведениями перед четвероклассниками. После прочтения стихотворения «Расстрелянный Пушкин» благодарные слушатели на полном серьёзе обратились к ней с вопросом: «Скажите пожалуйста, а вы с Пушкиным встречались?» Узнав об этой анекдотической истории, Римма Дышаленкова открыла ею свой цикл исторических заметок о «солнце русской поэзии», остроумно озаглавив его «Воспоминания о Пушкине».
  • В 2007 в чемпионате Украины по спортивному «Что? Где? Когда?» игрался следующий вопрос знатока Эдуарда Голуба из Киева:
: Поэт Римма Дышаленкова назвала ЕЁ «скупым и привередливым источником гармонии» и подметила, что ОНА лишь буквой отличается от некоего имени. Назовите ЕЁ.
Ответ: рифма (имя — Римма).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить