ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Эфрос, Абрам Маркович


ИмяАбрам Маркович Эфрос
Дата рождения3.5.1888 (21.4)
Место рожденияМосква
Дата смерти19.11.1954
Место смертиМосква
Род деятельностиискусствовед, литературовед, театровед, XX века, поэзии на русский язык
Направлениепоэзия
Язык произведенийрусский

Абрам Маркович Эфрос (апреля, Москва, — 19 ноября 1954, там же) — русский советский искусствовед, литературовед, театровед, поэт и переводчик.

Биография и деятельность

Сын московского инженера-механика Абрам Эфрос окончил гимназические классы Лазаревского института восточных языков, учился на юридическом факультете Московского университета с 1907 по 1910 гг.

Еще в студенческие годы он опубликовал свой перевод с древнееврейского языка «Песни Песней Соломона» (СПб. «Пантеон», 1909), позже

публиковал переводы Данте, Петрарки, Микеланджело и др. По окончании ИМУ начал систематически выступать как художественный критик и эссеист в газете «Русские ведомости» (в 1912-17 писал под псевдонимом Россций). Избирался в Московскую городскую думу, где состоял председателем комиссии по внешнему благоустройству Москвы. В 1914-1917 служил в действующей армии. С 1917 – член общественных и государственных органов охраны художественных ценностей, в т.ч. в 1918-1927 – один из ведущих сотрудников Коллегии (отдела) по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Участвовал в определении основных направлений государственной музейной политики, внес вклад в формирование Государственного музейного фонда и его распределение. В эти же годы состоял членом правления, зав. отделом нового и новейшего искусства Государственной Третьяковской галереи; одновременно в 1924-1929 – хранителем отдела французской живописи, с 1928 – зам. директора по научной части Музея изящных искусств и зав. картинной галерей музея. В 1920-1930-е был одним из организаторов ряда художественных выставок (к 10-летию Октябрьской революции, новейшего французского искусства, выставки детского рисунка и др.). В 1937 году отправлен в ссылку, по разным данным в Ростов или Новгород. Работу в музеях совмещал с научно-преподавательской деятельностью: в 1919-1920 преподавал во 2-х Государственных свободных художественных мастерских, на курсах Наркомпроса читал лекции и вел семинары по музееведению, русскому искусству (1919-1920, 1940-1941), преподавал историю искусств в МГУ (1940-1941), вел семинар по музееведению на искусствоведческом отделении в Среднеазиатском университете в Ташкенте в 1942-1943. В 1940-1950 преподавал в ГИТИСе (Москва) курс истории русского театра и театрально-декорационного искусства. В 1945-1950 – внештатный профессор Государственного библиотечного института в Москве и с 1950 по 1954 – профессор на кафедре искусствоведения Ташкентского театрального института.

Излюбленный жанр Эфроса — критический «портрет» (В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. В. Кузнецова, В. А. Фаворского, Г. Аполлинера, Ж. Кокто, П. Валери, С. М. Михоэлса и др.). Он также занимался исследованиями рисунков А. С. Пушкина. Эфросу принадлежит неоценимая заслуга в привлечении витебского художника Марка Шагала к работе в театре (1920).

Библиография

  • Камерный театр и его художники: 1914 – 1934 / Предисл. А. М. Эфроса. М.: ВТО, 1934. XLVIII + 211 с. С илл.
  • Профили, М., 1930
  • Два века русского искусства, М., 1969 (лит.).
  • Песнь Песней Соломона. СПб., Пантеон, 1909/
  • Лампа Аладдина // Еврейский мир, 1918
  • Эротические сонеты. М., 1922
  • Портрет Натана Альтмана. М., 1922
  • С.Чехонин. М.-Пг., 1924 (совместно с Н.Пуниным)
  • Рисунки поэта. М.-Л., Academia, 1933
  • Автопортреты Пушкина. М., 1945
  • Пушкин портретист. Два этюда. М., Гослитмузей, 1946
  • Микельанджело. Жизнь. Творчество. М., 1964.
  • Два века русского искусства /предисл. Т.Алексевой. М., 1969
Переводы:

  • Революционная поэзия современного Запада. Антология. М., 1927
  • Ромен Ж. Избранные стихи. М., 1928
  • Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952

Внешние изображения

  • Мартирос Сарьян, «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса», 1944
  • «Портрет Абрама Эфроса», рисунок Ю. П. Анненкова, 1921
  • «В парижском кабачке коммуны». (С. Есенин, А. Эфрос и др.). Тушь, кисть, перо. Рисунок Ю. П. Анненкова. Из книги: Аверина Г. И. «Есенин и художники». — Рязань: Поверенный, 2000. — 112 с., ил., стр. 41. Тир. 500 экз.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить