ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Эфрос, Николай Ефимович


ИмяНиколай Эфрос
ПсевдонимыАли; Д.; Д-т; Дант; Дилетант; Е.; кн. Мышкин; князь Мышкин; Коль-Коль; Москвич; Н.Э.; -съ; Старик; Старый друг; -ф-; Чужой; Э-с, Н.; Эф., Н.
Дата рождения1867
Место рожденияМосква, флаг Российской империи Российская империя
Дата смерти6.10.1923
Место смертиМосква, флаг СССР СССР
Род деятельностикритик, историк театра, сценарист, редактор, переводчик, России
Годы активности1891—1923 гг.
Жанркиносценарий, драма

Никола́й Ефи́мович Эфро́с (, Москва — 1923, Москва) — русский театральный критик, журналист, редактор, сценарист, драматург, кинокритик, переводчик, историк театра. Историограф Московского художественного театра.

Биография

Эфрос происходил из состоятельной еврейской семьи московских купцов. Он учился в гимназических классах Лазаревского института восточных языков, после чего поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1889 году.

Газетно-журнальная деятельность

Приблизительно с 1891 года Эфрос становится постоянным сотрудником сначала провинциальной, а затем и московской печати. Его профиль — театральные рецензии драматических спектаклей, их публикует московская газета «Новости дня». Основательные разборы Эфросом театральных постановок московских театров в 1890-е годы помещают у себя такие специализированные издания, как «Артист», «Театрал», «Театр и искусство», в 1910-е «Рампа и жизнь».

В 1896 году Николай Ефимович становится фактическим редактором газеты «Новости дня», которую возглавляет на протяжении восьми лет. Покинув «Новости дня», Эфрос сотрудничает в газетах «Век», «Путь», где помещает публицистические статьи, литературно-критические материалы и разбор театральных постановок. С 1907 года он ведущий критик крупнейшей из либеральных московских газет — «Русские ведомости». Журналист возглавляет московский отдел этой газеты с октября 1911 года вплоть до прекращения «Русских ведомостей» в 1918 году. Помимо названных изданий Эфрос сотрудничал в качестве московского корреспондента петербургской газеты «Речь», газет «Одесские новости» и «Киевская мысль». Его публикации появлялись также в московском журнале «Русская мысль», петербургских изданиях «Современный мир», «Новый журнал для всех», «Ежегодник императорских театров» и «Russian review». В 1919 году он возглавлял газету «Кооперация».

В 1921 — 1922 году, будучи уже признанным корифеем театрального дела, Николай Ефимович Эфрос редактировал еженедельное «Театральное обозрение», журналы «Культура театра», 10 выпусков (1922 год), в этом же году принимал участие в журнале «Жизнь», издававшегося товариществом «Литэмуза».

Театральный рецензент и историк театра

С юных лет сфера интересов Николая Эфроса была обращена к драматургии и театральному делу. Его перу принадлежат сотни рецензий, обзоров театральных сезонов, театроведческих работ, энциклопедических статей, монографий, посвящённых отдельным театральным деятелям и театральным спектаклям, научные исследования истории театра. Будучи разносторонне направленным журналистом, писавшим на темы московской общественной жизни и литературы, занимаясь литературным переводом, основное внимание Эфрос всё же уделял театру. Переход от популярной рецензии к научно-критическому анализу спектакля в творчестве Эфроса совершился не сразу.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить