ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Элленс, Франц


ИмяФранц Элленс
Оригинал имениFranz Hellens
Имя при рожденииFrédéric Van Ermengem
ПсевдонимыFranz Hellens
Дата рождения8.09.1881
Место рожденияБрюссель
Дата смерти20.01.1972
Место смертиБрюссель
Род деятельностипрозаик, поэт, эссеист
ДебютLes grands. Croquis divers (1898)

Франц Элленс (Franz Hellens, собственно Фредерик ван Эрменгем, Frédéric Van Ermengem; 8 сентября 1881, Брюссель — 20 января 1972, там же) — бельгийский писатель, писал на французском языке.

Биография

Сын бактериолога Эмиля ван Эрменгема. Дебютировал в 1898 анонимной книжечкой сонетов Les grands. Croquis divers. Закончил юридический факультет Гентского университета (1905). Служил библиотекарем в Парламенте, публиковал художественную хронику в периодике, написал эссе о Терборхе, Энсоре и других художниках. Во время Первой мировой войны жил на Лазурном Берегу, познакомился с Матиссом, Архипенко, Метерлинком, Модильяни (Модильяни написал его портрет, 1919). Там же встретился с Марией Марковной Милославской (1893—1947), которая стала его женой и соавтором: они вместе переводили Есенина, с которым познакомились в 1922 в Париже.

В 1921 основал в Брюсселе журнал Signaux de France et de Belgique, впоследствии — Le disque vert, оказавший большое влияние на новую бельгийскую литературу (здесь дебютировал, в частности, Анри Мишо, которого открыл Элленс). Познакомился с Эренбургом, под редакцией Эренбурга вышел в русском переводе роман Элленса Басс-Бассина-Булу; позже Эренбург вспоминал об Элленсе в книге Люди, годы, жизнь (книга II, часть 4). В Италии, где Элленс путешествовал вместе с Поланом, он познакомился с Унгаретти и Кирико. В 1926 посетил Горького на Капри, впоследствии они долго переписывались.

С 1947, после смерти жены, до 1971 жил в Париже.

Творчество

Один из лидеров бельгийского магического реализма. Испытал влияние Э. По и Ж. де Нерваля. На стихи Элленса писал музыку бельгийский композитор Рене Бернье. Высоко ценил его творчество В. В. Набоков.

Признание

Большая премия Общества писателей Франции (1956), Большая премия по французской литературе за пределами Франции (1964).

Элленс в России

Книги Элленса «Жестокости жизни» (1916), «Басс-Бассина-Булу» (1925) и др. выходили в русском переводе. В журнале Вещь (1922, № 1/2, с.11-12) появилась его статья Литература и кинематограф. Элленс состоял в многолетней переписке с Максимом Горьким и был дружен с Сергеем Есениным, в соавторстве со своей женой Марией Милославской переводил стихи Есенина на французский язык — опубликованы сборник «Исповедь хулигана» (La confession d’un voyou; 1922) и поэма «Пугачёв» (Pougatcheff; 1926, переиздание 1956). В 1927 г. он опубликовал в журнале «Les Nouvelles littéraires» мемуарный очерк «Сергей Есенин и Айседора Дункан».

Первой написала о прозе Элленса Нора Галь в журнале «Интернациональная литература» (1938) в статье, которую Элленс прочитал и о которой с одобрением написал редактору журнала.

Четыре рассказа Элленса — собственно, новеллы из романа «Фредерик» (1935) — в переводе Норы Галь были опубликованы в СССР в 1968—1969 гг.: «Великаны» и «Карлики» — в сборнике «Рассказы бельгийских писателей» (М.: Прогресс, 1968. — С.411-420), «Мир под ногами» и «Состязание» — в журнале «Вокруг света» (1969, № 2, с.44-47). В 1971 г. Нора Галь опубликовала в юбилейном сборнике к 90-летию писателя статью «Франц Элленс в Советском Союзе» (La Présence de Franz Hellens en Union Soviétique). В письме к составителю этого сборника она отмечала:

Творчество Франца Элленса еще 30 с лишним лет назад поразило меня прежде всего тонкостью психологического анализа. Этот удивительный знаток человеческой души умеет поистине проникнуть в глубь ее, постичь и передать оттенки сложнейших душевных движений. /…/ Но всего тоньше, мне кажется, Франц Элленс чувствует душу юную, детскую. Бесконечно волнуют и трогают страницы, на которых автор показывает, как всеми струнами отзывается эта юная душа на каждое дуновение извне, как окружающий мир — огромный, еще загадочный мир взрослых — и влечет и пугает ребенка, час за часом влияет на его мысли и чувства, лепит его характер. В том, как Франц Элленс об этом рассказывает, много мудрости, много высокой тревоги за будущее еще не сложившегося человека.

В 1977 г. стихи Элленса были включены в том «Западноевропейская поэзия XX века» серии «Библиотека всемирной литературы» (с.137-139).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить