ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Эммануэль Бов


В 1928 году Бов познакомился с дочерью французского финансиста еврейского происхождения Луизой Оттенсосьер (Louise Ottensooser), которая, после развода Бова в 1930 году с Сусанной Валуа, стала его женой. Это знакомство и женитьба ввели Бова в художественные круги Парижа, и он фактически начал — параллельно писательской — карьеру художника.

Как художник Эммануэль Бов специализировался на натюрмортах, пейзажах и жанровых сценах. В 1928 году он получил Prix Figuière (50 тысяч франков) по живописи. Участвовал в выставках Королевской академии художеств в Лондоне. В 1928—1932 годах выставлялся в Салоне французских художников в Париже.

Во время Второй мировой войны в 1940 году Бов был мобилизован в качестве рабочего на военный завод в Шер, откуда вместе с женой бежал в Лион, а затем, после оккупации в 1942 году юга Франции, в Алжир. В Алжире он написал три последних романа: Le Piège («Ловушка»), Départ dans la nuit («Ночной выезд») и Non-lieu («Увольнение»). В это время Бов поддерживал связи с Андре Жидом, Антуаном де Сент-Экзюпери, Альбером Марке, Филиппом Супо и др.

По свидетельству Эммануэля Робле, Бов никогда не говорил о причинах своего бегства в Алжир, но все знали, что он это сделал из-за жены Луизы Оттенсосьер — еврейки и коммунистки, которая была бы уничтожена немцами.

Эммануэль Бов умер 13 июля 1945 года во Франции от кахексии и сердечной недостаточности вскоре после возвращения из Алжира. Похоронен в «еврейском» секторе Монпарнасского кладбища в фамильном склепе своей второй жены.

Архив Бова, оставленный после его бегства в начале Второй мировой войны в доме Кап-Ферри, был сожжён или разграблен местными фашистами. У вдовы Бова после его смерти осталось только небольшое количество писем, семнадцать страниц дневника Бова и двадцать фрагментов неизданных произведений, правок и рукописей.

Посмертный образ Эммануэля Бова

После смерти Эммануэль Бов был почти полностью забыт, пока в 1970-е годы на новой волне интереса романы Бова не начали снова печататься во Франции и переводиться на другие языки. Издатель Ив Ривьер, первым в начале 1970-х годов напечатавший три рассказа Эммануэля Бова, считал, что писатель умер в неудачный момент, сразу после войны, когда все остальные французские писатели занимались своей репутацией. Друг Бова Эммануэль Робле в 1980-е годы говорил, что тот претерпел «обман судьбы». Филипп Супо, хорошо знавший Бова, тогда же говорил, что Бов «был слишком скрытен, чтобы его помнили».

Почитатели Эммануэля Бова, появившиеся у писателя после второго «открытия» в 1970-х годах, видели в нём романиста-антигероя, одного из героев его же романов — в среде нищих, отщепенцев и спекулянтов, «отца» Сэмюэля Беккета и Жана Жене. Беккет, всего на восемь лет младше Бова, читал и восхищался им, но никогда не был его другом. В реальности друзьями Бова были люди совершенно другого, чем Бов, склада — страстные и эмоциональные: Эммануэль Робле, Филипп Супо, Жан Кассу, Марсель Эме. Сам же считавший себя несчастным Эммануэль Бов, по выражению его позднего иллюстратора Ролана Топора, обладал «бледным характером» — без политических предпочтений и особых пристрастий.

Библиография

Прижизненные публикации Эммануэля Бова

  • Mes amis, roman, collection "Colette", Ferenczi & fils, 1924.
  • Visite d'un soir, "les Cahiers du mois", n°13, postface de Maurice Betz, Émile-Paul frères, 1925.
  • Le Crime d'une nuit, nouvelle, "les oeuvres libres", no 57, Fayard, 1926.
  • Mes amis, roman, gravures de Dignimont, Émile-Paul frères, 1927.
  • Armand, roman, Émile-Paul frères, 1927.
  • Bécon-les-Bruyères, nouvelle, frontispice de Maurice Utrillo, "Portrait de la France", no 14, Émile-Paul frères, 1927.
  • Le Crime d'une nuit, nouvelle, Émile-Paul frères, 1927.
  • Un soir chez Blutel, roman, "les Carnets littéraires", no 4, avec un portrait de l'auteur par Dignimont, Lucien Kra, 1927.
  • Un père et sa fille, nouvelle, avec 8 lithographies hors texte par René Ben. Sussan, Au Sans Pareil, 1928.
  • Un père et sa fille, "les oeuvres libres", no 81, Fayard, 1928.
  • La Coalition, roman, Émile-Paul frères, 1928.
  • La Coalition, roman, tirage spécial à 20 exemplaires, Émile-Paul frères,1928.
  • La Coalition, nouvelle, "les Introuvables", no 8, Émile-Paul frères, 1928 (à ne pas confondre avec le roman portant le même titre)
  • La Mort de Dinah, roman, "le Coffret des plaisirs variés", éditions des Portiques, 1928.
  • Coeurs et Visages, roman, éditions de France, 1928.
  • Henri Duchemin et ses ombres, Émile-Paul frères, 1928 (comprend : "le Crime d'une nuit", "Un autre ami", "Visite d'un soir", "Ce que j'ai vu", "l'Histoire d'un fou", "le Retour de l'enfant", "Est-ce un mensonge ?").
  • L'Amour de Pierre Neuhart, roman, Émile-Paul frères, 1928.
  • L'Amour de Pierre Neuhart, roman, la Revue européenne, no 11, 1928.
  • Une Fugue, nouvelle, en frontispice, une lithographie d'Alexandre Alexeïeff, "le Livre neuf", no 2, éditions de la Belle Page, 1929.
  • Petits Contes, "les Losanges", no 5, Les Cahiers libres, avec un portrait de Bove par Ben Sussan, 1929 (comprend : "l'Enfant surpris", "Une journée à Chantilly", "Conversation", "le Trac", "les Pâques de Konazi").
  • Monsieur Thorpe, nouvelle, la Revue européenne, no 5 et no 6, 1929.
  • Monsieur Thorpe, nouvelle, Lemarget, 1930.
  • Une illusion, nouvelle, la Revue européenne no 12, 1929 / no 1, 1930.
  • Un malentendu, nouvelle, Fayard, "oeuvres libres", no 108, 1930.
  • Journal écrit en hiver, roman, Émile-Paul frères, 1931.
  • Mes amis, "le Livre de demain", no 113, avec 49 bois originaux de Paul Baudier, Arthème Fayard & Cie. 1932.
  • Un Raskolnikoff, nouvelle, "la Grande Fable", no 5, Plon, 1932.
  • Un célibataire, roman, Calmann-Lévy, 1932.
  • Deux Jeunes Filles, recueil de 2 textes (comprend : Monsieur Thorpe et la Mort de Dinah), Émile-Paul frères, 1932.
  • Armand, roman, "Les livres choisis", Maison du livre français, 1932.
  • Un suicide, roman, Fayard, "oeuvres libres", no 141, 1933 (autre titre de la Dernière Nuit, introduisant le recueil de nouvelles du même nom. Texte très sensiblement identique).
  • La Toque de Breitschwanz, roman policier (sous le pseudonyme de Pierre Dugast), Émile-Paul frères, 1933.
  • Le Meurtre de Suzy Pommier, roman policier, Émile-Paul frères, 1933.
  • Le Beau-Fils, roman, Grasset, 1934.
  • Histoire d'un suicide (la Coalition), roman, "le Livre d'aujourd'hui", Éditions de France, 1934.
  • Le Pressentiment, roman, Gallimard, 1935, et "les oeuvres libres", no 172, Fayard, 1935.
  • L'Impossible Amour, roman, paru en feuilleton dans le quotidien Paris-Soir, 1935.
  • Adieu Fombonne, roman, Gallimard, 1937.
  • La Dernière Nuit (comprend : la Dernière Nuit, roman écrit en 1927, et les nouvelles intitulées : "une illusion", "Rencontre", "le Retour", "la Garantie", "le Secret", "Elle est morte"), Gallimard, 1939.
  • Le Piège, roman, Pierre Trémois, 1945.
  • Une Offense, nouvelle, Robert Laffont, "Livre des Lettres", no 5, 1945.
  • Départ dans la nuit, roman, "Bibliothèque de Noël", Edmond Charlot, 1945.
  • Non-Lieu, roman, Robert Laffont, 1946 (édition posthume).

Русские переводы

  • Мои друзья: Роман / Пер. с французского Ауроры Гальего и Сергея Юрьенена. — М., 1998.
  • Мои друзья: Роман // Новый берег. — № 9 (2005) — № 34 (2011).
  • Ловушка / Пер. с французского // Север. — 2005. — № 5–6. — С. 134-176.

Об Эммануэле Бове

  • Крэмер Джейн. [Об Эмманюэле Бове] // Нью-Йоркер. — 1985. — 20 мая.
  • Бобовников Эммануэль (Эмилий) Эммануилович // Российское зарубежье во Франции. 1919—2000: Биографический словарь: В 3 т. / Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — Т. 1: А—К. — М.: Наука, Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. — С. 174.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить