ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Физули


Следы влияния Физули заметны в современной турецкой и азербайджанской музыкальной традициях. Начиная с XVII века некоторые стихи поэта перекладываются на музыкальный лад и исполняются ашугами на сазе. Влияние произведений Физули ощущается и в творчестве азербайджанских ханенде, использующих некоторые части стихотворений поэта в мугаме.

Лейли и Меджнун

Вершиной творчества Физули большинство специалистов считает лирико-эпическую поэму «Лейли и Меджнун» (1536–37). Продолжая и обновляя традиции своих предшественников, особенно Низами Гянджеви, поэт создал оригинальную поэму, тесно связанную с азербайджанским устно-поэтическим творчеством. Отмечается, что эта оригинальная поэма Физули тесно связана с азербайджанским устно-поэтическим творчеством, и что Физули создал её, продолжая и обновляя традиции своих предшественников, особенно классика персидской поэзии Низами Гянджеви, первого написавшего в 1188 году поэму на основе древней арабской легенды. Однако, в отличие от Низами, Физули вставил в поэму лирические стихотворения (22 газели, 2 морабба, и 2 монаджата), которые гармонично вписываются в повествование, и в то же время остаются самостоятельными. Герой поэмы Кейс («Меджнун») — талантливый поэт.

В Аравии живёт удачливый, гостеприимный, щедрый к беднякам властитель племени Амир, лишённый потомства. Наконец Аллах внял его молитвам и одарил прекрасным сыном. Кейс — так назвали мальчика, что значит по-арабски «Мерило таланта», преуспевает в учении. Вместе с мальчиками учатся несколько девочек. Одна из них, Лейли («Ночь»), рано прославилась умом, душевной чистотой, редкостной красотой. Кейс, «похитив её сердце, погубил свою душу». Любовь детей взаимна, соученики учат арифметику, влюблённые тем временем сочиняют словарь любви. Кейс ищет счастье во взаимной любви, ему чужды стремление к богатству, высокому положению и покорность установившимся традициям и обычаям. Однако классово—религиозные порядки общества враждебны его идеалам, в глазах окружающей Кейса среды он — «меджнун» (одержимый). Кейс изнемогает от любви, а те, кто на её дороге не споткнулся, прозвали его Меджнуном — «Безумцем». :

Его любовь к прекрасной Лейли не находит понимания ее семьи, встречает суровое осуждение общественного круга, к которому он принадлежит, и отверженность их взаимной любви окружающими становится источником трагедии героев. Кейс презирает общество, где господствуют гнет и несправедливость, покидает его и ищет утешения на лоне природы:

Лейли — дочь богатого феодала, но она так же одинока и несчастна, как Меджнун:

Несмотря на усиление в конце поэмы мистических мотивов, Физули показал в ней истинно человеческую любовь. В этом раскрывается сила романтической и вместе с тем жизненно правдивой поэзии Физули:

Память

  • В СССР и Азербайджане были выпущены почтовые марки, посвященные Физули.
  • Произведения Физули были включены в учебные программы школ Средней Азии в XVI — начале XX в.

В честь Физули названы:

  • Памятник, установленный в 1962 году на Театральной площади Баку. Театральная площадь была позже переименована в честь поэта.
  • Улица и площадь в центре Баку, а также улицы во многих других городах Азербайджана;
  • Район и город в Азербайджане.
  • Сёла в Шамкирском и Самухском районах Азербайджана.
  • Институт Рукописей им. М.Физули в Баку.
  • Школа-интернат им. М.Физули в Ордубадском районе Азербайджана, средние школы в Баку и Гяндже.

В 1995 году под эгидой UNESCO торжественно отмечался 500—летний юбилей Физули.

Файл:Памятник Физули в Баку.jpg|Памятник в Баку. Скульпторы — Т. Мамедов и О. Эльдаров, 1962

Файл:Stamp of USSR 2266.jpg|Почтовая марка СССР, 1958 год

Файл:1994 The 500 Anniversary of Muhammed Fizuli the poet.jpg|Марка Азербайджана, посвящённая 500-летию со дня рождения Физули

Файл:Məhəmməd Füzulinin xatirəsinə həsr olunmuş gümüş sikkə-üz.gif|Памятная монета Азербайджана, достоинством 50 манат, выпущенная в связи с 500-летием со дня рождения Физули

Сочинения

  • Әсәрләри, ҹ. 1-4, Бакы, 1958-61 ref-az
  • Диваны, Бакы, 1958 ref-az; в рус. пер. — Избранное, Баку, 1958
  • Лейли и Меджнун, М., 1958
  • Газели, М., 1959.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить