ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Гансовский, Север Феликсович



\ В фантастику Север Гансовский пришел по его словам, следующим образом: "Писать я начал как раз реалистическую прозу, но начал в ту эпоху, когда главным писателем земли русской считался С. Бабаевский со своим романом «Кавалер Золотой Звезды». То, что я читал в книгах, журналах, до такой степени не походило на мой жизненный опыт, что мне пришлось решать проблему: что неправильно — мой опыт или то, что пишется? Не решив этого, я многими вещами занимался, в частности ремонтом мотоциклов, а потом как-то мне вдруг в голову пришла такая повесть «Шаги в неизвестное» — повесть о фантастическом замедлении времени. Это произведение я принес в издательство «Детская литература» в тот момент, когда видимо и надо было принести, было самое начало 60-х. Редактор взял мою рукопись… Сейчас бывает часто так: человек берет рукопись, потом ее теряет, потом после разных скандалов снова находит, потом дает понять, что автор здесь вообще не нужен, что он только мешает настоящей работе, и дай бог, если через полгода автор дождется от издательства какого-то ответа… Тогда было не так. Я отдал редактору рукопись, а на следующий день он уже позвонил мне по телефону: Север Феликсович, мне очень понравилось, мы берем повесть в альманах «Мир приключений». Потом он говорит: «Тут у нас еще молодой сотрудник, Аркадий Стругацкий, передаю ему трубку…» Аркадий мне говорит: « Как тебя звать? Север? Ты приезжай…». Так мы познакомились. После этого я сразу начал еще писать, написал рассказ «Стальные змеи» понес по журналам, нигде не берут. Говорят: не похоже это на фантастику, это у вас как будто все было на самом деле.… Написал я еще рассказ, еще — ничего нигде тоже не берут. А надо сказать, что я каждый рассказ относил еще и в редакцию к Аркадию. Потом как-то, но мне и говорит: «Ты давай пиши, старайся…». — «А что такое?» — спрашиваю. «Так у тебя книжка в плане нашего издательства!..»

Основной идеей многих произведений Гансовского является встреча человека с «неведомым» (обитателями антимира, неизвестными науке животными и т. п.), причем автора в равной степени интересует и описываемый им феномен, и реакция человека на него. Одно из самых известных произведений писателя, повесть «День гнева», описывает последствия бесконтрольных биологических экспериментов, в процессе которых удалось развить нечеловеческие интеллектуальные способности у медведей. В результате появились особые существа — «отарки», совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека. Писателя беспокоит несоответствие, возникающее между растущими техническими (или биологическими) способностями человека и уровнем его нравственного развития.


\ «Председатель комиссии.
\ Вы читаете на нескольких языках, знакомы с
\ высшей математикой и можете выполнять
\ кое-какие работы. Считаете ли вы, что это
\ делает вас Человеком?
\ О т а р к.
\ Да, конечно. А разве люди знают что-нибудь еще?


\ (Из допроса отарка. Материалы
\ Государственной комиссии)»'''

Другой важной темой его творчества было противопоставление человечности и морали сухому научно-техническому процессу.
\ «Будущее обилие предсказываемых многими учеными „мыслящих“ машин вызывает к жизни вопрос: не придет ли такое время, когда необходимость демонтировать тот или другой „разумный“ робот поставит перед человеком не только техническую, но и этическую проблему? Поскольку с этическими и моральными критериями мы подходим только к личности (или к обществу, состоящему в свою очередь из личностей), вопрос по существу сводится к следующему: „Может ли машина быть личностью?“ Кроме того, здесь возникает множество других тем. Не станет ли, в конечном счете, эта „машинная личность“ более высокой и содержательной, чем личность человеческая, не будут ли машины умнее нас, и не следует ли нам при этом допущении возможность замены цивилизации человеческой цивилизацией машинной как очередной естественный шаг революции? Короче говоря, не вытеснят ли машины человечество из его колыбели — Земли? По всей вероятности этого можно все же не опасаться. Не вытеснят. И день, когда машину придется рассматривать в качестве личности, тоже не придет. Почему?… Для ответа на этот вопрос нам следует разобраться в том, что же такое личность. (Именно человеческая, так как могут быть личности животные, например дельфины, и могут быть, пожалуй, личности — не люди, обитающие на других планетах Вселенной.) ….»

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить